28.03.2024
11.12.2023
В этом учебном году ведущей деятельностью детского сада
является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции
начинается с детства. Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим
детям «Иванами не помнящими родства». Без знаний своих корней,
традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека,
любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим
народам.
«С чего начинается наша Родина?»
Становления человека как гражданина должно начинаться с
его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам,
педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя
как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего
собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко,
знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам-педагогам может помочь правильно
организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя такие
разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город;
страна, ее столица, символика; права и обязанности.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у
ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание
уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и
промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений
о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с
символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства
ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности,
чувства уважения к другим народам, их традициям.
Реализовать работу по нравственно –
патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная
педагогами детского сада.
Развивающая среда в группах может включать в себя
следующий материал:
- Альбомы на темы: «Моя семья» (где
можно записывать детские рассказы об интересных событиях в семье,
- «Мой любимый город»,
- «Путь в детский сад»,
- «Мы любим гулять по нашему городу»,
- «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи»,
-«Домашняя утварь»,
- «Народные инструменты»,
- «Орудия труда», «Права и
обязанности детей» и другие.
- «Книга памяти»: содержит фотографии
почетных людей города, участников войны.
- Составление родословной семьи, например, «Семейное
древо».
-План и карта города.
-Макеты в коробках, макеты карты на темы: «Улица
нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш
микрорайон»,
- Уголок патриотического воспитания,
куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с
фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий
города; литература по патриотическому воспитанию.
-Центр краеведения, где могут быть представлены:
куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры,
образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские
произведения русских поэтов и писателей.
- Мини – музеи: «Русская изба», «Во
что играли наши бабушки», «Мир природы», «Старинные
часы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка – забава», «В
гостях у сказки», «Березка», «Кукла – оберег», «Русский
национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины
и быта», «Защитники Отечества» и т. д.
-Национальный уголок.
-Игротека игр разных народов России.
-Уголки изобразительной деятельности: изделия
прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской
гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для
разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
-Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и
сказкам народов России, потешкам, песенкам.
-Уголок ряженья: народные костюмы, наряды с элементами
народного творчества.
- Библиотека, где находятся русские народные сказки и
сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой
Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России,
Калмыкии, портреты поэтов и писателей Калмыкии.
- Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных,
растениях, птицах, обитающих в наших лесах, в степях Калмыкии, «Красная
книга»
-Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома,
дымка, гжель, «Сложи карту», «Что где находится» (игра
с картой, «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из
счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим
город», «Заколдованный город» (создание нового образа
города, «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи
узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов
разных стран герб России» и т. д.
- Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним): «Богатыри», «Подводная
лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные
моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Турагенство», «Семья», «Путешествие
по Москве», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон
красоты», «Рыбаки», и другие.
Правильно организованная среда в группах
детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои
силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов
России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и
оценивать их чувства и поступки.
При создании предметно-игровой среды следует
соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования:
достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность,
научность и достоверность предоставляемого материала в
соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и
привлекательность.
29.02.2024
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
В последнее время в
детских садах больше внимания уделялось интеллектуальному развитию детей, мало
уделяется внимания трудовому воспитанию дошкольника,
воспитанию взаимопомощи, самостоятельности, трудолюбия, многие родители не
видят в ребенке самостоятельную, ответственную личность, способную
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
Все это побудила меня разработать проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Растим ПАТРИОТА! Растим ГРАЖДАНИНА! Растим ЧЕЛОВЕКА!»
Из
компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей
дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность
своему Отечеству.
Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие». О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Данные
задачи, которые представлены на экране решаются во всех видах детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в
ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
Проект реализовался по трем
направлениям «Растим ПАТРИОТА! Растим ГРАЖДАНИНА! Растим ЧЕЛОВЕКА!»
Наша с вами задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, краю, педагог обязан сам его хорошо знать. 8 Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, 9 особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Патриотическое воспитание дошкольников определяет методы работы с дошкольниками, которые прослеживаются в проекте:
-обустройство патриотических уголков в ДОУ;
-организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок к памятникам города;
-организация в группах мини - музея;
-организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, выставки);
- проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
-беседы о
родном городе, стране, её истории;
-наблюдение
за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в
городе;
-использование
фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки,
песни, потешки, заклички); 26
-ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
-знакомство
с творчеством поэтов, художников, композиторов;
-участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», 30 быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа.
Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
В заключение хочется отметить, что решение задач патриотического воспитания во многом зависят от воспитателя и родителей. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей о необходимости патриотического воспитания и их помощи педагогам в этой работе.
В настоящее
время работа по патриотическому воспитанию актуальна, 37 и мы будем продолжать прививать детям нравственно
–патриотические чувства. Очень
хочется, чтобы в семьях наших воспитанников взрослые говорили 39 о подвигах наших солдат в годы ВОВ, о героических событиях, читали детям
книги о войне.
Кто—то из мудрецов сказал однажды: «Ребенок не простой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо
зажечь».
Результат проведенной систематической работы по нравственно-патриотическому
воспитанию вы познакомились в виде презентации. Сделано очень много,
мероприятия, занятия, экскурсии, конкурсы и тд. Учебный год еще не закончен
впереди еще три месяца март, апрель, май. Прошу вас ознакомиться, что нам еще
предстоит сделать.
09.10.2024
Дошкольный возраст – это уникальный период в развитии ребенка, который обладает своеобразной логикой и спецификой. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Просмотров всего: , сегодня:
29.03.2024
познакомить педагогов с нейрогимнастикой, применение которой возможно в образовательном процессе. Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики. Формирование понятия актуальности данных упражнений у детей их значение для гармоничного развития личности.
Просмотров всего: , сегодня:
29.03.2024
Повышать творческую активность педагогов и родителей воспитанников по созданию и использованию инновационных дидактических средств обучения и развития ребенка. - Стимулировать совместную деятельность взрослого и ребенка; - Развивать детскую познавательную, творческую, трудовую инициативу, эмоционально – волевую сферу дошкольника; - Поддерживать педагогическую инициативу.
Просмотров всего: , сегодня: