22.10.2020
Игры
на
обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.
составила: воспитатель Сидорова
Е.В.
Игра – ведущий в этом
возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для
психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам
стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение,
это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры
ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом
мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение,
осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её
многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого
она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования
речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной
ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в
речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже
самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок
свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и
обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что
необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим
образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если
самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком
уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и
понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и
самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по
смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно
строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению
монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной
подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно
увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование
целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи
– формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе
общения.
«Все наоборот»
Цель игры: учить
детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две
обезьянки (игрушки).
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных
детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали
Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница
соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией
незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит),
повесит... (снимет) и т.д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие
мышления, активизация словарного запаса.
Материал. Мяч.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок
бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный
быстрый – медленный
красивый – безобразный
пустой – полный
худой – толстый
умный – глупый
трудолюбивый – ленивый
тяжелый – легкий
трусливый – храбрый
твердый – мягкий
светлый – темный
длинный – короткий
высокий – низкий
острый – тупой
горячий – холодный
больной – здоровый
широкий - узкий
«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить
детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с
противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Ход игры.
Воспитатель начинает предложение, используя
приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной
глагол с приставкой противоположного значения.
- Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел).
- Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...
(ушли).
- Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел).
- Ребята побежали по правой стороне, а потом...
(перебежали) на левую.
- Дети играли в прятки. Они забежали за дом,
спрятались, но вскоре они ... (выбежали).
«Веселые автомобили». (Подвижная игра со словами).
Цель: активизация
в речи глаголов движения.
Ход игры.
Выезжая, по сигналу, каждый
"автомобильчик" должен сказать глагол
движения
выехал,
уехал,
поехал,
отъехал,
покатился,
помчался и т.д.
Приехав в гараж, сказать:
приехал,
подъехал,
заехал,
прибыл,
примчался и т.д.
«Пословицы и поговорки»
Цель: Развивать
умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой
материал:
- Ученье - свет, а неученье – тьма
- Меньше говори, а больше делай
- Труд кормит, а лень портит
- Готовь сани летом, а телегу зимой
- Большая работа лучше большого безделья
- Лето собирает, а зима подъедает
- Чужбина -
калина, родина – малина
«Скажи похоже»
Цель: учить детей
подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и
прилагательным.
Ход игры.
Воспитатель
передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
Думать - ....(размышлять),
открыть - ..... (отворить),
отыскать - ... (найти),
зябнуть - ... (мерзнуть),
поразить - ... (удивить),
шалить - ... (баловаться),
забавлять - .... (развлекать),
прощать - ...(извинять),
звать - ... (приглашать),
реветь - ... (плакать),
мчаться - ... (нестись),
вертеться - ... (крутиться),
опасаться - ... (бояться),
бросать - .... (кидать).
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными
смысловыми оттенками к прилагательным.
- Этот дом большой, а этот.... (огромный).
- Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное).
- Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ..... (мокрое).
- Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая).
- Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).
«Подбери подходящее слово»
Цель: учить
подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с
многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и
переносное значение слов.
Ход игры.
Детям
предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста
меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
- Ручей
мелкий, а речка ..... (глубокая).
- Ягоды
смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).
- Кашу варят
густую, а суп .... (жидкий).
- Лес иногда
густой, но иногда ... (редкий).
- После дождя
земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая).
- Покупаем
картофель сырой, а едим .... (вареный).
В качестве
речевого материала могут использоваться словосочетания:
- Худое
ведро, худое платье, худой человек.
- Мальчик
бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
- Растет
цветок, растет ребенок, растет дом.
- Жаркий день,
жаркая погода, жаркий спор.
«Надо сказать по-другому»
Цель: учить
детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Ход игры.
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники –
«Снегурочкины слезы»
Т. Белозерова
"Подснежники".
- Вот какие ласковые
слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была
Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
- К слову печальная
подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
- Если Снегурочка
печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
- Послушайте, какие я
назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».
- Какое слово
повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет .... (льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как
можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).
Аналогично даются
задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий),
чистая вода (прозрачная),
чистая посуда (вымытая);
самолет сел (приземлился),
солнце село (зашло);
река бежит (течет,
струится),
мальчик бежит (мчится,
несется).
«Найди другое слово»
Цель: развивать
у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить
подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
Ход игры.
- Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку.
Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую
веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно
про нее сказать?
- Послушайте два предложения: «Вова рос крепким
мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».
- Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти
предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: «Мальчик дрожит от холода.
Зайчишка дрожит от страха».
«Найди противоположное слово»
Цель: развивать
у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Ход игры.
- Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).
- Луна видна ночью, а солнце ....(днем).
- Огонь горячий, а лед .....(холодный).
- Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).
- Река широкая, а ручей ....(узкий).
- Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).
- Редька горькая, а груша ..... (сладкая).
- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)
- Если в комнате не светло, то в ней ...( темно).
- Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).
- Если нож не тупой, то он ....( острый).
Игры на развитие антонимии в речи
старших дошкольников
5-6 лет
Игра с мячом
«Скажи наоборот».
Взрослый называет слово и бросает
мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное
по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.
Одеть (раздеть), бросить (поймать),
положить (убрать), купить (продать), поднять
Игра «Говори
правильно»
Выучите с ребенком стихотворение. Затем обсудите,
какие слова наоборот вы встретили в этом стихотворении.
Скажу я слово «ВЫСОКО»
А ты ответишь - …(НИЗКО)
Скажу я слово «ДАЛЕКО»
А ты ответишь - …(БЛИЗКО)
Скажу тебе я слово «ТРУС»
Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ)
Теперь «НАЧАЛО», я скажу,
Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)
Игра
«Наоборот»
«Я буду говорить слово, ты тоже
говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать
следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Красивый – безобразный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий
Игра «Они
такие разные»
Ход игры: Вы берете любую карточку, а ребенок подбирает к ней наиболее «непохожую».
Например: лук - горький, торт - сладкий. Противоположности можно отыскивать по
любым признакам предметов, а можно по роду.
Игра «Тайны
двойного»
Если ребенок уже знаком с понятием
«антонимы», ему проще включится в эту игру. Если же нет, взрослый объясняет, что
это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их
сочинять и отгадывать).
Берем два слова: мокрый и сухой.
Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка,
лист, обувь и т. д.).
Даем еще одну загадку (берем два
слова: гладкий и шероховатый):
Что может быть одновременно гладким
и шероховатым? (зубная щетка, наждачная бумага и т. д.)
Далее предлагаем детям САМИМ
придумать загадки, но с условием, что они знают ответ. Например:
Что может быть одновременно горячим
и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т. д.)
Что может быть одновременно черным и
белым? Легким и тяжелым?
Игра
«Антонимы-синонимы»
Ход игры: Дети стоят в кругу.
Взрослый бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово,
допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с
противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом,
чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.
Аналогично можно играть:
- с синонимами (веселый — радостный);
- с омонимами (клуб дыма
— клуб собаководов);
- с отглагольными существительными (бег - бежать, стук
- стучать);
- со словосочетаниями (красивый - дом, быстро - бежать);
-с государствами и их столицами (Германия - Берлин);
-с животными и их детенышами (лошадь — жеребенок) и
многим, многим другим.