Игры на обогащение и активацию речи.

22.10.2020

Игры

на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

     

составила: воспитатель Сидорова Е.В.


   

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

   

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Материал. Мяч.

Ход игры.

 

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный

быстрый – медленный

красивый – безобразный

пустой – полный

худой – толстый

умный – глупый

трудолюбивый – ленивый

тяжелый – легкий

трусливый – храбрый

твердый – мягкий

светлый – темный

длинный – короткий

высокий – низкий

острый – тупой

горячий – холодный

больной – здоровый

широкий - узкий

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Ход игры.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

- Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел).

- Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли).

- Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел).

- Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую.

- Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ... (выбежали).

«Веселые автомобили». (Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Ход игры.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол

 

движения

выехал,

уехал,

поехал,

отъехал,

покатился,

помчался и т.д.

Приехав в гараж, сказать:

приехал,

подъехал,

заехал,

прибыл,

примчался и т.д.

 

«Пословицы и поговорки»

 

Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

Речевой материал:

- Ученье - свет, а неученье – тьма

- Меньше говори, а больше делай

- Труд кормит, а лень портит

- Готовь сани летом, а телегу зимой

- Большая работа лучше большого безделья

- Лето собирает, а зима подъедает

- Чужбина - калина, родина – малина

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - ....(размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

зябнуть - ... (мерзнуть),

поразить - ... (удивить),

шалить - ... (баловаться),

забавлять - .... (развлекать),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать),

реветь - ... (плакать),

мчаться - ... (нестись),

вертеться - ... (крутиться),

опасаться - ... (бояться),

бросать - .... (кидать).

 

Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

- Этот дом большой, а этот.... (огромный).

- Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное).

- Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ..... (мокрое).

- Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая).

- Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

   

«Подбери подходящее слово»

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 

- Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Хочу такой сайт

- Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

- Кашу варят густую, а суп .... (жидкий).

- Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая).

- Покупаем картофель сырой, а едим .... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

- Худое ведро, худое платье, худой человек.

- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

- Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Ход игры.

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники –

 

«Снегурочкины слезы»

 

Т. Белозерова "Подснежники".

- Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет .... (льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий),

чистая вода (прозрачная),

чистая посуда (вымытая);

самолет сел (приземлился),

солнце село (зашло);

река бежит (течет, струится),

мальчик бежит (мчится, несется).

«Найди другое слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

Ход игры.

- Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

- Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».

- Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: «Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха».

«Найди противоположное слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Ход игры.

 

- Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

- Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

- Огонь горячий, а лед .....(холодный).

- Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

- Река широкая, а ручей ....(узкий).

- Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

- Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

- Если в комнате не светло, то в ней ...( темно).

- Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая).

- Если нож не тупой, то он ....( острый).

Игры на развитие антонимии в речи старших дошкольников

5-6 лет

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть (раздеть), бросить (поймать), положить (убрать), купить (продать), поднять

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение. Затем обсудите, какие слова наоборот вы встретили в этом стихотворении.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Игра «Наоборот»

«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный

Быстрый – медленный

Красивый – безобразный

Пустой – полный

Худой – толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

Игра «Они такие разные»

Ход игры: Вы берете любую карточку, а ребенок подбирает к ней наиболее «непохожую». Например: лук - горький, торт - сладкий. Противоположности можно отыскивать по любым признакам предметов, а можно по роду.

Игра «Тайны двойного»

Если ребенок уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включится в эту игру. Если же нет, взрослый объясняет, что это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берем два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т. д.).

Даем еще одну загадку (берем два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щетка, наждачная бумага и т. д.)

Далее предлагаем детям САМИМ придумать загадки, но с условием, что они знают ответ. Например:

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т. д.)

Что может быть одновременно черным и белым? Легким и тяжелым?

Игра «Антонимы-синонимы»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

- с синонимами (веселый — радостный);

- с омонимами (клуб дыма — клуб собаководов);

- с отглагольными существительными (бег - бежать, стук - стучать);

- со словосочетаниями (красивый - дом, быстро - бежать);

-с государствами и их столицами (Германия - Берлин);

-с животными и их детенышами (лошадь — жеребенок) и многим, многим другим.

 

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».