КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ ИЛИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

15.03.1923

Тьютор в детском саду - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения

Цель деятельности тьютора:  успешное включение ребенка с ОВЗ в среду детского сада.

Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:

1.Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, детского сада, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

2.Помощь в усвоении соответствующих индивидуальных  образовательных программ,  преодоление затруднений в обучении, развитии,  воспитании.  При необходимости  адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

3 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

Я, как Тьютор  являюсь связующим звеном, обеспечивающим координацию  воспитателей, специальных педагогов:  дефектолога, логопеда, педагога-психолога,  и  других необходимых ребенку специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре на каждом этапе образовательного процесса.

 

Тьютор,  воспитатель, специалисты  должны стать одной командой.

Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка:

1.        Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом или образовательной программой; встречается со специалистами для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, я  знакомлюсь  с самим ребенком и его семьей, узнаю об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.  Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

       

2.        Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;

На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ДОУ, постепенное включение ребёнка в различные  образовательные ситуации. Под адаптацией понимаю  приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

·      помещений ДОУ;

·      режима дня;

·      образовательных программ;

·      методических пособий.

На  этапе адаптации,  я как тьютор,  ставлю  основные приоритетные задачи:

- создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

- развитие навыков самообслуживания;

- адекватное восприятие детского коллектива;

- развитие умения взаимодействовать с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям и т. п.).

Необходимо поставить такие задачи, которые  учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.

Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.

    3. Участие в составлении Адаптированной образовательной программы (АОП)   ИОП или ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.

      4.Тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;

5.Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент  тьюторства  переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

 

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует  всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ОВЗ

Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Необходимо, чтобы процесс развития ребенка с ОВЗ достигал следующих целей:

·      Воспитательная цель  – адаптировать  и социализировать  ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу;

·      Образовательная цель – то, чему мы можем  научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на ЗБР, на возможности ребенка, учитывая его диагноз;

·      Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

 

Для повышения эффективности работы с ребенком с ОВЗ  тьютор, специалисты, воспитатели  должны:

- побуждать ребенка с ОВЗ к речевой деятельности, осуществлять  контроль за речевой деятельностью детей, то есть постоянно задаем вопросы: что ты делаешь? Что потом надо сделать? например, ребенок помыл руки, дальше собирается так идти в группу, необходимо спросить, что нужно сделать, когда помыл руки? какой номер полотенца? если дальше следует прогулка, спросить чтобы одеться на прогулку куда идем? что сначала делаем? – отрабатываем и алгоритм действий и провоцируем речь;

- устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием, то есть не только научить ребенка с ОВЗ названию предмета, но и что им можно делать, какого он цвета, какой он формы и т. д.;

- использовать более медленный темп обучения, многократное возвращение  к изученному материалу. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями (ЗПР, умственная отсталость, Синдром Дауна);

- использовать упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, используя упрощенный яркий материал – например, счет: если дети в уме считают, то ребенок с ОВЗ по картинкам считает предметы;

- предотвращать наступление утомления ребенка – постоянная смена деятельности и даже пространства, минуты отдыха, даже полежать на ковре, кровати,  диване  - это могут быть привычные способы успокоения и отдыха, свойственные для ребенка, например: разговаривать с самим собой, с каким-то предметом, уединение в другом помещении (раздевалке, спальне).

-обучать  ребенка с ОВЗ (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.п., то есть развивать мыслительную деятельность.

Пример, ты сходил в туалет, покушал (убрать посуду, задвинуть стул, помыть руки и рот) что нужно сделать теперь? – сделать вывод.

Пример: Отличие колготок от штанов – сравнение, чем ты кушал – ложка, из чего – тарелка, из чего пил – стакан, как это называется одним словом – ПОСУДА.

- поощрять ребенка, хвалить, но не переусердствовать!!!своевременно оказывать ему помощь.

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:

·      Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

·      Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми – игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;

·      Методы расслабления  - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики, гримасы и в области кистей  рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.

·      Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но  со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.

Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

 

Для активизации деятельности  с детьми с особыми образовательными потребностями   можно использовать следующие активные приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом, моем руки – картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.

2. Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.

4.Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или поощрение (житончики);

6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики,  музыкотерапия, то есть  смена деятельности;

7. Привлечения других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.

Более развернутый список методов и приемов смотрите в приложении 2.

             

Приложение 1.

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом в ДОУ:

1. Тьютор

и подопечный

Тьютор:

·       формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

·       следит за состоянием ребенка –эмоциональным(помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физически (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

·         координирует общую деятельность воспитанника, дозирует учебную нагрузку.

2. Тьютор

и воспитатель группыХочу такой сайт

Тьютор:

обсуждает с воспитателем или специалистами:

·         цели и задачи своей работы;

·         возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы из группы и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

·         каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.

3. Тьютор и

другие дети

Тьютор:

·         следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

·         объясняет детям, как общаться со сверстниками;

·         если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

4. Тьютор и

родители

Тьютор.

·         Установление контакта с родителями, определение задач и составление плана совместной работы;

·         Формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку, установку на сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;

·         рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

·         дает родителям необходимую информацию об особенностях развития своего ребенка;

·         формирует интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации

·         оказывает эмоциональную поддержку;

·         Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы;

отвечает на вопросы  родителей других детей, часто это делается через воспитателя.

Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе.

Ребенок с ОВЗ и воспитатель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции

1.       привлекает внимание ребенка к воспитателю: «Смотри на ….. (имя воспитателя), слушай…»;

2.       «Смотри в тетрадку, на мольберт»;

3.       «Возьми кисточку, карандаш,  пиши»;

4.       «Открывай тетрадь, возьми листок...»; и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

·         следит за организацией рабочего пространства воспитанника;

·         соотносит задания воспитателя с возможностями подопечного;

·         если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

·         если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя.

Ребенок с ОВЗ и другие дети

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему

1.       наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед  просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог одногруппников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед заходом в группу прощается с родителями,

в конце дня – встречает родителей и прощается с тьютором

1.       помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях сада – помогает рассказать, что было в саду, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

   

Приложение 2.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ ВЫБРАННЫХ  ЗАДАЧ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АОП с ТМНР

1.        Создание ситуаций

2.        Индивидуальное научение

3.        Работа по показу, образцу

4.        Работа совместно со взрослым

5.        Обучение в паре со здоровым ребенком

6.        Научение через «рутины» - ежедневно повторяющиеся действия

7.        Обучение в паре с ребенком с таким же нарушением

8.        Обучение в паре с родителями

9.        Обучение через создание препятствий («не слышу, когда кричишь»)

10.     Научение через ресоциализацию – устранение ранее сложившихся моделей поведения и одновременное приобретение новых (игнорирование и положительное подкрепление)

11.     Работа по схемам

12.     Выделение/создание образцов для подражания (др. дети)

13.     Материальное подкрепление («конфетка»)

14.     Научение средой ( др.дети одобряют/неодобряют поведение)

15.     Обучение художественным словом

16.     «Заразительность» - как другие: похвала или порицание действий др. детей

17.     Использование родительского авторитета (как «+», так и «-»)

18.     «Попустительство» - возможность ребенку самому решать, выбирать следующее действия и ощущать их последствия

19. Порицание путем нежелательной для ребенка деятельности («Не занимался, теперь все отдыхают, а ты доделываешь»)

Пример: задание от психолога и как выполняете эти задания (методику рассказывала и вместе проговаривали)

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения  и особенностей  здоровья каждого ребенка. Для этого применяются специальные  приемы и методы  в соответствии с возможностями и способностями ребенка.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».