15.03.1923
Тьютор в детском саду -
это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с
ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду
образовательного учреждения
Цель
деятельности тьютора: успешное включение
ребенка с ОВЗ в среду детского сада.
Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:
1.Социализация -
включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, детского сада,
формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
2.Помощь
в усвоении соответствующих индивидуальных
образовательных программ, преодоление затруднений в обучении,
развитии, воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с
опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая
индивидуальные физические, психические особенности.
3
Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
Я,
как Тьютор являюсь связующим звеном, обеспечивающим координацию воспитателей, специальных педагогов: дефектолога,
логопеда, педагога-психолога, и других необходимых ребенку специалистов: музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре на каждом этапе образовательного процесса.
Тьютор, воспитатель, специалисты должны стать одной командой.
Основные
этапы индивидуального сопровождения ребенка:
1.
Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;
На предварительном этапе
тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами,
с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом или
образовательной программой; встречается со специалистами для получения
рекомендаций.
Получив общие сведения, я
знакомлюсь с самим ребенком и его
семьей, узнаю об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего
подопечного. Происходит постепенное установление контакта. Совместная с другими специалистами выработка
рекомендаций;
2.
Установление контакта с ребенком, родителями,
адаптационный этап;
На этом этапе идет
повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в
образовательный процесс и социальную жизнь ДОУ, постепенное включение ребёнка в
различные образовательные ситуации. Под адаптацией понимаю приспособление
к нуждам ребенка с ОВЗ:
· помещений
ДОУ;
· режима
дня;
· образовательных
программ;
· методических
пособий.
На этапе адаптации, я как тьютор,
ставлю основные приоритетные
задачи:
- создание комфортной
обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
- развитие навыков
самообслуживания;
- адекватное восприятие
детского коллектива;
- развитие умения
взаимодействовать с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие
умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая
детям и т. п.).
Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные возможности ребенка с
ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.
Здесь важно не забывать, что
помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать
ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это
поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной
самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.
3. Участие в составлении Адаптированной образовательной
программы (АОП) ИОП или ИМС
(индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
4.Тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах,
решение поставленных задач;
5.Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения
положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап,
который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения.
Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать
его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует всех участников образовательного процесса о
динамических изменениях ребенка с ОВЗ
Выход тьютора из системы или уменьшение
его влияния является критерием его эффективности.
Необходимо,
чтобы процесс развития ребенка с ОВЗ достигал следующих целей:
· Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и
правилам, к детскому коллективу;
· Образовательная цель – то, чему мы
можем научить ребенка в процессе
дошкольного образования, опираясь на ЗБР, на возможности ребенка, учитывая его
диагноз;
· Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы
использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.
У
большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной
активности, незрелость мотивации к образовательной деятельности, сниженный
уровень работоспособности и самостоятельности.
Для повышения
эффективности работы с ребенком с ОВЗ тьютор, специалисты, воспитатели должны:
-
побуждать ребенка с ОВЗ к речевой деятельности,
осуществлять контроль за речевой
деятельностью детей, то есть постоянно задаем вопросы: что ты делаешь? Что
потом надо сделать? например, ребенок помыл руки, дальше собирается так идти в
группу, необходимо спросить, что нужно сделать, когда помыл руки? какой номер
полотенца? если дальше следует прогулка, спросить чтобы одеться на прогулку
куда идем? что сначала делаем? – отрабатываем и алгоритм действий и провоцируем речь;
-
устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным
обозначением и практическим действием, то
есть не только научить ребенка с ОВЗ названию предмета, но и что им можно
делать, какого он цвета, какой он формы и т. д.;
-
использовать более медленный темп обучения, многократное возвращение к изученному материалу. Это особенно важно
для детей с интеллектуальными нарушениями (ЗПР, умственная отсталость, Синдром
Дауна);
-
использовать упражнения, направленные на развитие познавательных процессов:
восприятия, внимания, памяти, используя упрощенный яркий материал – например, счет: если дети в уме
считают, то ребенок с ОВЗ по картинкам считает предметы;
-
предотвращать наступление утомления ребенка – постоянная смена деятельности и даже пространства, минуты отдыха, даже полежать на ковре,
кровати, диване - это могут быть привычные способы успокоения
и отдыха, свойственные для ребенка, например: разговаривать с самим собой, с
каким-то предметом, уединение в другом помещении (раздевалке, спальне).
-обучать
ребенка с ОВЗ (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных
признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать,
анализировать, делать выводы и т.п., то есть развивать мыслительную
деятельность.
Пример,
ты сходил в туалет, покушал (убрать посуду, задвинуть стул, помыть руки и рот)
что нужно сделать теперь? – сделать вывод.
Пример:
Отличие колготок от штанов – сравнение, чем ты кушал – ложка, из чего –
тарелка, из чего пил – стакан, как это называется одним словом – ПОСУДА.
-
поощрять ребенка, хвалить, но не переусердствовать!!!своевременно
оказывать ему помощь.
Наиболее
эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
· Игровая
деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через
игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому,
если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и
т.п.
Если
привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит,
надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив
игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения
образовательных целей.
· Метод стимулирования общения и взаимодействия с
другими детьми
– игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести
ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают). Например,
когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома
моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
· Методы расслабления - физминутки, пальчиковые игры, методы
релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в
области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики, гримасы и в
области кистей рук – пальчиковая
гимнастика, массажные мячи.
· Дидактические игры – игры на развитие познавательной
деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем
уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы,
конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же
приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за
действиями ребенка, но со временем
давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.
Приемы обучения – конкретные
операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов
обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой
ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная
деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Для активизации деятельности с детьми с особыми образовательными
потребностями можно использовать следующие активные
приёмы обучения:
1.
Использование сигнальных карточек при выполнении
заданий с каким-то определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом,
моем руки – картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней
изображен плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы
ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с
одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.
2. Прием «рука в руке»,
очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке,
физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок
с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.
4.Речевые интонационные
приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим
голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.
5. Активные приемы рефлексии - самоанализ
деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы
сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или поощрение
(житончики);
6. Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики,
массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, музыкотерапия, то есть смена деятельности;
7. Привлечения других детей – выбираем ответственного
смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из
коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что
нужно выходить.
Более
развернутый список методов и приемов смотрите в приложении 2.
Приложение 1.
Основные направления работы тьютора в организации условий для
формирования гармоничных отношений подопечного с социумом в ДОУ:
1. Тьютор и подопечный |
Тьютор: |
·
формирует
доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале
работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с
тем – организующей и гармонизирующей силой; · следит за
состоянием ребенка –эмоциональным(помогает
разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физически (если подопечному нужно
отдохнуть – может вывести его из группы в игровую комнату; следит, чтобы
ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); ·
координирует
общую деятельность воспитанника, дозирует учебную нагрузку. |
|
2. Тьютор |
Тьютор: |
обсуждает с воспитателем или
специалистами: ·
цели
и задачи своей работы; ·
возможные
трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы
из группы и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих
проявлений ребенка; ·
каким
образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок –
воспитатель – тьютор. |
|
3. Тьютор и другие дети |
Тьютор: |
·
следит
за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что
играют; ·
объясняет
детям, как общаться со сверстниками; ·
если
тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. |
|
4. Тьютор и родители |
Тьютор. ·
Установление
контакта с родителями, определение задач и составление плана совместной
работы; ·
Формирует
у родителей адекватное отношение к своему ребенку, установку на
сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем
ребенка, реализации стратегии помощи; ·
рассказывает
родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие
были трудности; ·
дает
родителям необходимую информацию об особенностях развития своего ребенка; ·
формирует
интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и
социализации ·
оказывает
эмоциональную поддержку; ·
Проведение
совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов
работы; отвечает на вопросы родителей других детей, часто это делается
через воспитателя. |
Картина взаимоотношений ребенка с
особенностями развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и воспитатель |
Для этого тьютор: |
Ребенок слушает воспитателя и
выполняет его инструкции |
1.
привлекает
внимание ребенка к воспитателю: «Смотри на ….. (имя воспитателя), слушай…»; 2.
«Смотри
в тетрадку, на мольберт»; 3.
«Возьми
кисточку, карандаш, пиши»; 4.
«Открывай
тетрадь, возьми листок...»; и т.п. |
Ребенок с ОВЗ и тьютор |
Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора |
·
следит
за организацией рабочего пространства воспитанника; ·
соотносит
задания воспитателя с возможностями подопечного; ·
если
ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент,
когда следует остановиться и переключиться на новое задание; ·
если
общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с
подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору
будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо
спросить об этом воспитателя. |
Ребенок с ОВЗ и другие дети |
Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с
ними, отвечает на обращение других детей к нему |
1.
наблюдает
за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению
подопечного. Например, сосед просит у ребенка ластик, а тот не
реагирует. Тьютор организует диалог одногруппников: «Дай, пожалуйста, ластик»
– «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ребенок с ОВЗ и родители |
Для этого тьютор: |
Ребенок перед заходом в группу
прощается с родителями, в конце дня – встречает родителей и
прощается с тьютором |
1.
помогает
подопечному в общении со своими родителями в условиях сада – помогает
рассказать, что было в саду, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может
обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
Приложение 2.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ ВЫБРАННЫХ
ЗАДАЧ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АОП с ТМНР
1.
Создание
ситуаций
2.
Индивидуальное
научение
3.
Работа
по показу, образцу
4.
Работа
совместно со взрослым
5.
Обучение
в паре со здоровым ребенком
6.
Научение
через «рутины» - ежедневно повторяющиеся действия
7.
Обучение
в паре с ребенком с таким же нарушением
8.
Обучение
в паре с родителями
9.
Обучение
через создание препятствий («не слышу, когда кричишь»)
10.
Научение
через ресоциализацию – устранение ранее сложившихся моделей поведения и
одновременное приобретение новых (игнорирование и положительное подкрепление)
11.
Работа
по схемам
12.
Выделение/создание
образцов для подражания (др. дети)
13.
Материальное
подкрепление («конфетка»)
14.
Научение
средой ( др.дети одобряют/неодобряют поведение)
15.
Обучение
художественным словом
16.
«Заразительность»
- как другие: похвала или порицание действий др. детей
17.
Использование
родительского авторитета (как «+», так и «-»)
18.
«Попустительство»
- возможность ребенку самому решать, выбирать следующее действия и ощущать их
последствия
19. Порицание
путем нежелательной для ребенка деятельности («Не занимался, теперь все
отдыхают, а ты доделываешь»)
Пример: задание от психолога и как выполняете эти задания
(методику рассказывала и вместе проговаривали)
Таким образом, самым главным приоритетом в
работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики
нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Для этого
применяются специальные приемы и методы в соответствии с возможностями и
способностями ребенка.