26.01.2021
Мамы малышей часто
сравнивают своего ребенка с другими детьми. Иногда сравнение оказывается не в
пользу родного чада, и мамы начинают беспокоиться.
Почему вон та девочка
в песочнице бойко разговаривает, а мой еще говорит на своем языке? У соседки
сын уже "Р" выговаривает, а мой.
Опасения мамы понятны,
ведь каждому хочется видеть своего ребенка здоровым, успешным, тем более что на
каждом углу кричат о раннем развитии. Именно об этом данная статья.
Хочется
успокоить родителей: речевое развитие у каждого ребенка проходит определенные стадии, и
грамотный специалист может определить, в норме или нет речь вашего малыша.
Но есть и причины,
из-за которых наблюдается отставание в речевом развитии. Например, осложнения
во время беременности и родов, инфекционные заболевания в раннем возрасте,
травмы, наследственные факторы. В таком случае ребенку требуется консультация
невропатолога и медикаментозная помощь.
Если же со здоровьем
ребенка все в порядке, то мама сама может помочь малышу правильно и чисто
заговорить.
Мама - самый главный
человек в жизни малыша, она проводит с ним больше времени, чем кто-либо другой.
Поэтому именно мама может проводить с ребенком несложные упражнения.
Для правильного произношения звуков у ребенка должен выработаться артикуляционный уклад. Поможет его выработать артикуляционная гимнастика.
Рекомендации по проведению
упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно
3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать более 2-3 упражнений за
один раз.
2. Каждое упражнение
выполняется по 3-5-7 раз.
3. При отборе
упражнений идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше
эмоционально, в игровой форме.
4. Из выполняемых
двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для
повторения и закрепления.
5. Начинать гимнастику лучше с
упражнений для губ.
6. Маме рекомендуется
ярко накрасить губы для привлечения внимания ребенка.
Артикуляционные упражнения с
малышом
- широко открывать рот
- улыбаться и
вытягивать губы в трубочку
- надувать щеки
- втягивать щеки
- облизывать губы
- высовывать язык
На первом этапе
достаточно показать ребенку различные движения губами и языком, затем нужно
мотивировать ребенка к совместному их выполнению.
Например, поиграть с
ребенком в обезьянок.
-обезьянка нашла банан
и улыбнулась, вот так. Открыла она ротик, вот так. Откусила банан, стала
жевать, вот так. Покажи, как ей было вкусно.
Кроме того, необходимо
постоянно разговаривать с ребенком, оречевлять ваши действия. "Где Машина
шапка? Вот она! Какая красивая шапка! Она красного цвета. Шапка теплая,
пушистая!"
Также
эффективно стимулировать ребенка произносить различные звуки:
- Как едет машина?
бр-р-р
- Как воет метель?
у-у-у
- как лает собачка, и
т. д.
Обращайте внимание на
звуки, которые нас окружают дома и на улице. Шелест листьев, жужжание дрели,
мяуканье кошки - эти обычные звуки могут стать стимулом для речевого развития ребенка.
Главное, чтобы рядом был человек, который научит слышать эти звуки, привьет
внимание к звучащему слову и желание говорить.
Успехов вам!