11.10.2023
Утренняя гимнастика - комплекс специально
подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека
на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии
на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей
детей.
В детском саду утренняя гимнастика важна не как
средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе
двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь
результатом "мышечной" радости от движений в коллективе сверстников,
снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается
внимание, дисциплинируется поведение.
Во время утренней
гимнастики решаются следующие задачи:
Оздоровительная:
«разбудить
организм»;
настроить
его на рабочий лад;
активизировать
деятельность всех важных систем организма;
стимулировать
работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию
правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Образовательная:
закрепление
двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.);
развитие
физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).
Воспитательная:
развитие
организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости»
от движений в коллективе сверстников.
Существуют
следующие варианты проведения утренней гимнастики.
Традиционная (с включением ОРУ)
Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными
образовательными задачами. В вводной части- мп\и, игра средней подвижности; в
основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование
различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения
на восстановления дыхания.
С использованием полосы
препятствий.
С включением
оздоровительных пробежек.
Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения,
ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики
заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе
одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает
положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших
и подготовительных группах.
Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано
выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно
выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.
В процессе утренней гимнастики необходимо
обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно:
достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу
утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть
высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного
инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка
возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их
выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей
продолжительности утренней гимнастики.