04.02.2022
Развивающая
предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических,
психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического
процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный
разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник
включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его
любознательность, воображение, умственные и художественные способности,
коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие
личности.
Цель: создать
условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды ДОУ.
Задачи:
1.
Посредством РППС
обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности.
2.
Способствовать общению
и совместной деятельности детей и взрослых.
3.
Приобщать воспитанников к
благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
4.
Формировать эстетическое отношение к
дизайну своего быта.
Виды совместной деятельности: игровая,
познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая,
художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
Необходимым компонентом воспитания является и
художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими
детьми.
1. Совместное оформление интерьера группы. ДЕТИ
- ГЛАВНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ НАШЕГО ИНТЕРЬЕРА, совместно
с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают
«книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок»,
делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д.
Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала
изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов
деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.
2. Совместное оформление помещений ДОУ. В
рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно
оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это
позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также
познакомиться с работами и интересными делами других детей.
3. Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия
подразумевает оформление
предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям и праздникам. Это
могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы, День театра и другие
конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают
атрибуты, подарки, сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр.
4. Благоустройство
территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке
территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и
благоустройстве участков, тем самым
обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное
взаимодействие ребенка с окружающим миром.
ФГОС ДО не предъявляет определенных
жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков, центров активности,
поэтому мы сегодня имеем право на самостоятельный выбор, творчество при
создании среды своей неповторимой
группы. А так как во главу угла мы ставим ребёнка, с его потребностями
интересами, увлечениями, то и ППРС в группе мы должны обустраивать под него.
Важно, чтобы ребенку было комфортно и интересно находиться в детском саду. И
поскольку все дети разные со своими особенностями, склонностями и
потребностями, то, соответственно, и
группы непохожи друг на друга, они
отражают интересы и детей, и педагогов. Для этого РППС создаем вместе с детьми, включаем их
в обсуждение и оформление группового пространства. Старший дошкольник вполне
может быть полноправным творцом своего окружения.
В группах оформлены центры по разным
видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого
центрирования позволят детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центр
конструирования и искусства, центр игры, природы и экспериментирования,
математическая игротека, центр грамотности – вот основной перечень таких
центров
РППС должна способствовать гендерному
развитию детей. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек,
как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом,
девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре
девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки,
банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы. Важно иметь
большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес,
ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых
проблем).
В группах старших дошкольников имеются
различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные
буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами,
настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы,
отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,
фотографии школьников - старших братьев
или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании игровой
деятельности старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие
широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские
энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты,
о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Вывод: среда, созданная в нашей дошкольной
организации, работает на развитие ребенка, потому что ребенок в ней – созидатель,
хозяин и преобразователь. Значит, среда способствует его социализации и индивидуализации.
Предметно-развивающая среда служит интересам и
потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности,
обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и
реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения,
развивать творческие способности, а также формировать личностные качества
дошкольников и их жизненный опыт.