«Развивающая предметно-пространственная среда»

04.02.2022

 

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.

Задачи:

1.                Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности.

2.                Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.

3.                Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.

4.                Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.

 

Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая.

 

Среда в группе выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Основные формы и содержание деятельности:Хочу такой сайт

 

Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми.

1. Совместное оформление интерьера группы. ДЕТИ - ГЛАВНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ НАШЕГО ИНТЕРЬЕРА,  совместно с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д.

Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.

 

2. Совместное оформление помещений ДОУ. В рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей.

 

3. Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает   оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы, День театра и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр.

 

4. Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве   участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.

 

ФГОС ДО не предъявляет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков, центров активности, поэтому мы сегодня имеем право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей  неповторимой группы. А так как во главу угла мы ставим ребёнка, с его потребностями интересами, увлечениями, то и ППРС в группе мы должны обустраивать под него. Важно, чтобы ребенку было комфортно и интересно находиться в детском саду. И поскольку все дети разные со своими особенностями, склонностями и потребностями,  то, соответственно, и группы непохожи  друг на друга,  они  отражают интересы и детей, и педагогов.  Для этого РППС создаем вместе с детьми, включаем  их в обсуждение и оформление группового пространства. Старший дошкольник вполне может быть полноправным творцом своего окружения.

 

В группах оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволят детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центр конструирования и искусства, центр игры, природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности – вот основной перечень таких центров

 

РППС должна способствовать гендерному развитию детей. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

 

В группах старших дошкольников имеются различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,

фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании игровой деятельности старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

 

Вывод:  среда, созданная в нашей дошкольной организации, работает на развитие ребенка, потому что ребенок в ней – созидатель, хозяин и преобразователь. Значит, среда способствует его социализации и индивидуализации.

Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает  делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».