01.09.2020
25.10.2021
Цивилизованное
общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться и
вовремя выявлять террористическую угрозу. Под терроризмом
подразумеваются и чисто уголовные похищения людей с целью выкупа, и
убийства на политической почве, и жестокие методы ведения войны, и угоны
самолетов, и шантаж, т.е. акты насилия, направленные против собственности и
интересов граждан. Существует более ста определений террора и терроризма, но ни
одно из них не является достаточно определенным. Слово террор произошло из
латинского языка: terror – страх, ужас. Действительно, любые действия
террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие,
принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста –
это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса.
Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора,
их антисоциальность и антигуманность, терроризм можно определить как
общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм
насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения
конкретных целей.
В наши дни существует
множество форм терроризма, которые можно классифицировать по субъектам
террористической деятельности и по направленности на достижение тех или иных
результатов.
Внутригосударственный
терроризм представляет собой деятельность специально организованных
террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на
достижение различных политических целей в пределах одного государства. Террором
может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству.
Насилие выступает в
двух формах:
1) прямое насилие, которое
выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание,
политические репрессии, террор);
2) косвенное (скрытое)
насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы
(различные формы духовного, психологического давления, политическое
вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения
силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).
Однако, если в прошлые
времена террористы избирали в качестве жертв конкретных государственных или общественных
деятелей, то современные политические террористы не гнушаются массовыми
убийствами: из досадных издержек посторонние жертвы превратились в одно из
самых действенных средств современного терроризма.
Паника – вот на что
рассчитывают террористы. Они ничего не требуют, ни к чему не призывают. Просто
взрывают дома, пытаясь посеять животный страх и панику. Страх не является
самоцелью.
Страх – лишь средство
достижения определенных политических целей.
Так, политический
терроризм – это использование террора в политических целях. Именно
поэтому главными объектами террористических действий выступают большие массы
заведомо беззащитных людей. И чем беспощадней и кровавей будет террористическая
акция, тем лучше для террористов. Это значит, что тем быстрее власть,
политические силы или население будут делать то, что от них требуется. В этом
отношении больницы, родильные дома, детские сады, школы, жилые дома – идеальные
объекты для политических террористов. Часто для получения достаточных
финансовых ресурсов для своей деятельности политические террористические
группировки пользуются уголовными методами – контрабандой, незаконной торговлей
оружием. Кроме того, не всегда можно понять, с какой целью совершаются такие
акты, как захват заложников, убийство известных журналистов, угон самолетов.
Когда государственный
терроризм выходит за границы отдельных стран, он приобретает характер
международного. В последнее время этот вид терроризма приобрел невиданные,
глобальные масштабы. Международный терроризм расшатывает государственные и
политические устои, наносит огромный материальный ущерб, уничтожает памятники
культуры, подрывает международные отношения. Как и любая другая форма террора,
международный терроризм проявляется в беспорядочном насилии, обычно
направленном против людей без разбора для создания в массах идеи, что цель
оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения
террористов.
Разновидностями
международного являются транснациональный и международный
криминальный терроризм. Первый представляет собой различные акции
негосударственных террористических организаций в других государствах. Однако,
они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных
отношений. Второй проявляется в действиях международной организованной преступности,
участники которой могут быть далеки от каких-либо политических целей, а их
акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в
другой стране.
В соответствии с
направленностью терроризм можно классифицировать также на: социальный,
преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или
политического строя собственной страны; националистический, практикуемый
организациями сепаратистского толка и организациями, поставившими своей целью
борьбу против диктата инонациональных государств; религиозный, связанный либо с
борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с
приверженцами других, либо с попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить
власть религиозную.
Социально – правовая
проблема воздействия на терроризм. Она включает в себя следующие компоненты:
а) анализ
насильственного поведения с целью выделения террористических и
квазитеррористических его разновидностей, причем для этого обязательно должны
быть выявлены признаки, индикаторы, поддающиеся верификации, т.е. проверке на
некоторой общепринятой у профессионалов основе;
б) разработку
правового понимания терроризма как поведения субъектов права. Здесь в принципе
возможно и изучение поведения субъектов конституционного права, юридических
лиц, но в любом случае право должно исходить не из политических определений
сил, движений, побудительных факторов, но из четких характеристик субъектов,
поведение которых может быть основанием правовой ответственности;
в) конкретизацию правового понятия терроризма применительно к целям использования (научным, социально – правовым, догматическим), которое в свою очередь может быть государственно – правовым, угловно – правовым и, возможно, соотноситься с другими отраслями права; г) анализ возможностей и пределов усвоения понятия терроризма действующими нормативными актами.
Правовая борьба с терроризмом предполагает постоянное использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно, осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского, судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя, как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы необходимого.
С этих позиций можно
высказать некоторые соображения сугубо практического свойства. Прежде всего
необходимо выработать правовые и организационные гарантии защиты прав граждан
от злоупотребления возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц
за пределы Конституции, чем бы они не пытались оправдаться. Одной из таких
гарантий является жесткая индивидуальная ответственность за принимаемые решения
и осуществляемые действия.
Что касается
информационного обеспечения антитеррористической системы, проработке подлежат
проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности; унификация
ведомственных и межгосударственных подходов к статистическим учетам, расширения
круга статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших;
создания единого банка информации (включая и данные о результатах судебного
разбирательства) и режима информационного обмена, согласования статистической
отчетности о террористических преступлениях и смежных криминальных деяниях,
разработки и внедрения методики оценки последствий террористических
преступлений.
Предупреждение терроризма представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана с обладанием государственной властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д.
Предупреждение
терроризма должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях:
1) воздействие на
основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие
террористическим эффектом. Данное направление можно назвать стратегическим, и
было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже
сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности
с определением их возможных субъектов;
2) выявление и
предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены в
недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление
субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и иных обстоятельств; 3)
пресечение совершающегося терроризма и террористических актов в отношении
государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их
суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников,
но и организаторов и вдохновителей террора, что, как известно, очень трудно;
4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с терроризмом преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д.
Особое место в
деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом
принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран
в предупреждении и пресечении этого зла.
Помимо названных
направлений борьбы с таким явлением как терроризм необходимо бороться с этом
злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять
законодательство регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него
ответственность.
Контакты
Антитеррористическая комиссия в
Свердловской области
Сайт - http://gubernator96.ru/