21.11.2018
Адаптация - от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Успешная адаптация зависит от многих факторов - состояние здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.
До поступления в детский сад ребенок проходит диспансеризацию в поликлинике. При выявлении отклонений в состоянии здоровья осуществляется санация полости рта и носоглотки, коррекция нарушения зрения с подбором очков и другие необходимые лечебные мероприятия.
При поступлении ребенка в детский сад медсестра осуществляет наблюдение за ним, собирает у родителей анамнез жизни, развития поведения и особенностей ребенка. Врач даёт оценку развития и совместно с педагогами разрабатывает индивидуальный план режима пребывания, питания и оздоровления вновь прибывшего ребенка.
Организация приема вновь поступающих детей.
1. Прием вновь поступающих детей проводится по графику, согласованному с родителями.
2. Необходимо стараться принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.
3. По желанию родителей дети могут находиться в учреждении не весь день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.
4. Утренний осмотр в привычном регламенте не проводится. Мама сама измеряет температуру ребенку, показывает чистоту кожных покровов, заносит в журнал данные.
5. Все время, пока идет набор детей в ясли, утренний фильтр проводит старшая медицинская сестра. Выясняется, как ребенок спал, что беспокоит родителей в его поведении и самочувствии, принимаются сведения их пожелания.
6. При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям дошкольного учреждения в течение 21-30 дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условия яслей.
К основным критериям относятся:
- поведенческие реакции;
- уровень нервно-психического развития;
- заболеваемость и течение болезни;
- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Легкая степень адаптации.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует взрослым показателям. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуальному прощанию, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Средняя степень адаптации.
Нарушения в общем состоянии выражаются ярче. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Отношение к близким - эмоциально-возбужденное (плач, крик, при расставании и встречи). Отношения к детям безразличное. Речевая активность снижена. Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней. Вес не изменяется или несколько снижен. Появляются признаки невротических реакций: избирательности в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи.
Тяжелая степень адаптации.
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может, возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет. Поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям - избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется, или имеет место задержка речевого развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течении 3-6 месяцев то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинство вновь поступивших ребятишек.
Взаимодействие с детьми в адаптационный период.
Вводите новое постепенно. Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком. Создавайте положительную установку на предстоящие режимные вопросы. Рассказывайте сказки, пойте колыбельные перед сном. Используйте элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновениями «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»). По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
- 1-й этап - «Мы играем только с мамой».
- 2-й этап - «Я играю, а мамочка рядом».
- 3-й этап - «Я немножко поиграю один или с новой тетей, а мама может уйти на некоторое время».
- 4-й этап - «Мне хорошо и спокойно, я могу остаться здесь без мамы».