26.01.2021
Как помочь ребенку запомнить буквы?
Как же много букв в нашем алфавите! Нам необходимо не только
научить ребенка называть их, но и различать на письме, находить в любых словах
и уметь связывать буквы друг с другом. Прежде чем начать обучение, вспомним
простые правила, которые помогут правильно познакомить малыша с буквами. Не
стоит называть буквы так, как мы проговариваем их в алфавите. Гораздо проще для
детского восприятия «неправильное», но легкое, звуковое называние букв – не эм,
а м, не ща, а щ. Так ребенок быстрее научится соединять буквы в слоги, и, в
дальнейшем, читать.
При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых
буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок
сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только
картинку.
Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте
несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо
определенным предметом.
Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со
слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик,
Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не
участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т. п.). Начать обучение лучше
всего с тех букв, которые встречаются чаще всего и которые ребенок легко
выговаривает. Сложные шипящие можно выучить позже, а первыми для изучения
возьмите гласные.
Игры, способствующие запоминанию букв
Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и
всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек,
проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков,
карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого
теста, нарисовать пальчиком гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на
подносе тонким слоем.
Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к
разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь.
Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и
буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так
далее. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на
буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц,
«о»- на обруч, «п» -на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с
крупным шрифтом.
Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги, на которых карандашом
нарисовать контур буквы, пусть ребенок ее раскрасит. Каждую карточку разрезать
на 2-4 части, затем перемешать, а ребенка попросить сложить букву и
назвать ее.
Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную
букву в тексте. Для этой игры можно использовать ненужные газеты,
рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
Для повторения изученных букв и обучения новым поиграйте в "Буквенные прятки".
Возьмите несколько листов бумаги разного размера и нарисуйте на каждом букву.
Потом спрячьте листочки в квартире так, чтобы были видны уголки листов. Скажите
ребенку, что буквы решили сыграть с ним в прятки, и предложите ему их найти.
Малыш будет весело отыскивать знакомые буквы за шторой, под диваном, в кармане
куртки или у горшка с цветком. Чтобы лучше запомнить новые буквы, спрячьте их
под предметами, названия которых начинаются с них. Буквенные прятки полезны и
тем, что способствуют развитию внимания и наблюдательности. Попробуй-ка
отыскать букву Й в квартире!
Следующая игра под названием "Буквы в домике"
поможет запомнить написание букв и умение их различать. Возьмите несколько
листов цветного и белого картона и разрежьте их на карточки. На белом картоне
напишите букву, а в цветном вырежьте полоски или дырочки разной формы и размера
так, чтобы была видна только часть буквы. Теперь накройте цветными карточками
белые. Пусть ребенок, увидев часть буквы в «окошке», попробует угадать и
назвать ее. Если малыш затрудняется в ответе, накройте букву карточкой с
окошком другой формы или размера.
Ребенок быстро запомнит
новое, если обучение и игру совмещать с физическими упражнениями. Чаще повторяйте и учите буквы, собирая их из
подручных предметов – карандашей, ложек, макарон или машинок. Для запоминания
графического облика букв рисуйте их друг другу на спине и пробуйте угадать, или
лепите их из снега, песка, пластилина и теста. Немного фантазии и выдумки, и
ваш ребенок научится видеть и называть буквы в каждом предмете и явлении окружающего
мира.