26.01.2021
Способы использования основных геометрических
фигур, счетных палочек и цифр.
Составила: Воспитатель Слуцкая Т.В.
Мало
кто знает, что основные геометрические фигуры, счетные палочки и цифры это
настоящее сокровище на пути развития вашего ребенка. С помощью этого можно
развить у ребенка не только мелкую моторику и выучить фигуры и цифры, но и
развить память, мышление и воображение.
Начнем
с самого простого. Каждая мама должна знать, что мелкая моторика очень важна в
жизни ребенка. Поэтому конструирование очень важный этап в развитии каждого
малыша. Конструировать можно не только из кубиков, но и из плоскостных фигур, а
так же из счетных палочек. Самое простое с чего следует начинать, это
конструировать совместно с ребенком, помогать ему если что то не получается,
заинтересовывать и направлять его. Далее перейти на образец, схему и словесную
инструкцию. В начале вы будете видеть, что фигуры разъезжаются у малыша в руках
и ему проста необходима ваша помощь, но затем движения станут более точными. Во
время конструирования ребенок быстрее запоминает название фигур, а также учится
ориентироваться на плоскости, что не менее важно. На самых простых конструкциях
вы с ребенком можете изучить такие понятия как, «большой-маленький»,
«высокий-низкий», «узкий-широкий», «длинные короткий».
Например:
· Если
вы возьмете прямоугольник, квадрат и два треугольника, то можете построить два
домика, один из них будет высокий другой низкий;
· Если
возьмете квадрат, два прямоугольника и 3 треугольника, то можно построить один
большой домик, а другой маленький;
· Если
вы возьмете 5 прямоугольников и 10 квадратов, то можно построить 2 дорожки
(одна из прямоугольников, другая из квадратов) здесь вы отрабатываете понятия
«узкий-широкий», «короткий-длинный».
Не
забываем что из палочек конструировать на много сложнее. Поэтому дайте ребенку
чуть больше времени для освоения этого. Начинайте с самого простого (квадрат,
треугольник), а затем усложняйте.
Перейдем
к счету. В самом начале формируем понятия «один-много» (один квадрат, 3 круга).
Затем начинайте играть в игру «четвертый лишний». Когда понятия один много
сформируется можно переходить к цифрам. Мы знаем, ребенок уже умеет строить
домик из квадрата и треугольника. Строим два домика и начинаем выкладывать
цифры в числовой ряд, проговаривая каждую. Количество домиков или других
простых построек увеличивается по мере усвоения ребенком материала. Когда
ребенок усвоит числовой ряд до пяти, задания можно усложнить и освоить понятия
больше, меньше, поровну. Возьмем опять те же домики. Даем ребенку четыре
треугольника, просим выложить их в ряд и сосчитать, затем даем ребенку пять
квадратов, просим соединить их с треугольниками. При выполнении этого задания
ребенок поймет, что треугольников не хватает. Здесь подключаетесь вы с
понятиями больше, меньше. Затем задаете вопрос, что надо сделать что бы
достроить домики. Ребенок убирает квадрат (спросите сколько квадратов надо
убрать) или просит треугольники (спросите сколько треугольников необходимо).
Так вы сформируете понятия поровну. Не забываем о том, что фигуры могут падать.
Таким образам мы формируем понятия не одного.
Далее
можно поиграть с ребенком в игру «продолжи ряд». Начинаем с самых простых, а
затем усложняем. Например кладем ребенку на стол квадрат, круг, квадрат, круг,
квадрат и просим продолжить. Таким образом мы развиваем внимание.
Поговорим
про память. Начинаем как всегда с простого. Выкладываем небольшую
последовательность, просим посмотреть запомнить. Затем ребенок закрывает глаза,
а вы в это время забираете одну из фигур. Ребенок должен сказать, что вы
забрали. Затем так же выкладываем последовательность, но когда ребенок
закрывает глаза мы меняем фигуры местами. Ну и самый последний этап просим
сделать такую же последовательность по памяти. Образец который вы сделали в это
время закрывается. Затем открываем и сравниваем. Не забываем, что начинаем с
двух фигур.
А
дальше на что у вас фантазии хватит. Здесь и примеры и обратный счет, и понятия
между, цифры соседи, впереди, ссади и т.д.