26.01.2021
«Роль
оздоровительно-профилактической гимнастики в жизни детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Составила:
Слуцкая Татьяна Валерьевна
Дети с ограниченными
возможностями здоровья уже с раннего возраста имеют отклонение в
опорно-двигательном аппарате, слабую сопротивляемость к простудным,
инфекционным и другим заболеваниям.
Следовательно, дети нуждаются в оздоровительно-профилактической
гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки и
координацию всего опорно-двигательного аппарата, на укрепление мышечного
тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Цель оздоровительно-профилактической гимнастики — закаливание и
оздоровление организма. Для этого систематически проводится работа над
решением следующих задач.
1. Помочь каждому ребенку постепенно
осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении
своего организма.
2. Воспитывать у детей потребность
в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом
спорта.
Для решения этих задач необходимо:
а) знакомить детей со
строением тела и внутренними органами (это помогает ощущать, «осознавать» двигательный процесс в целом и
отдельные движения);
б) учить направлять мысли и чувства на
процесс движения, что постепенно развивает творческую двигательную деятельность
не только в спортивных мероприятиях, но и в жизни;
в) учить владеть своим
телом в движении;
г) систематически, начиная с раннего
возраста, учить детей самостоятельно и осознанно регулировать
физическую нагрузку, чередуя её с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).
Именно поэтому на уроках физической
культуры большое внимание уделяется дыхательной гимнастике и
применяется несколько определенных комплексов с методическими рекомендациями.
Рекомендуемые упражнения используются в процессе любой двигательной
деятельности, а также между любыми упражнениями или спортивными играми (в
зависимости от ситуации, времени года и состояния детей).
Постепенно в процессе работы менялись
методические приемы, содержание, структура и время проведения оздоровительно-профилактической
гимнастики. Структура оздоровительной гимнастики строится
с учетом заинтересованности детей в целенаправленности
двигательной деятельности. Для этого используется частая смена движений с
разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку разного характера, с
чередованием развлекающих движений с движениями, требующими физического и
умственного напряжения и т. д. Все это позволяет сохранять у детей интерес
к двигательной деятельности на протяжении 45 минут.
Оздоровительно-профилактическая
гимнастика состоит из нескольких частей, при этом соблюдаются следующие правила.
1. Начинать гимнастику с
разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением
мышечного тонуса;
2. Большую физическую
нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением;
3. Учитывать
возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка, а также его
состояние на данном этапе;
4. Предусматривать активную роль учителя
для эмоционального подъема детей в процессе двигательной
деятельности.
Вся оздоровительно-профилактическая
гимнастикастроится на следующих принципах:
а) доступность и
постепенность — от простого к сложному;
б) повторяемость
видов, их систематичность;
в) активность учителя и детей в
двигательной деятельности.
Структура оздоровительно-профилактической
гимнастики.
Часть Цель и задачи
Двигательная деятельность Темп
движений Музыка Время,
мин.
1-я часть Разогреть
организм, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую
двигательную деятельность. Активные движения на индивидуальных тренажерах или
подражательные движения. Средний
быстрый средний
Ритмичная, веселая 2-3
2-я часть Укреплять способность мышц
сокращаться и растягиваться. Развивать подвижность, гибкость позвоночника и
суставов. Упр. на гимнастической стенке - на саморастягивание,
самовытягивание и подтягивание. Медленный
спокойный Медленная,
спокойная 5-6
3-я часть Умение
сочетать темп движений с характером музыки. Умение воплощаться в игровой образ.
Подражательные движения с ходьбой, бегом, ползанием и прыжками. Средний
быстрый
средний Ритмичная,
веселая 2-3
4-я часть
Воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей, коррекцию
опорно-двигательного аппарата. Комплексы общеразвивающих упражнений в
чередование с дыхательными упражнениями. Разный Разного характера 10-12
5-я часть Укреплять дыхательную
мускулатуру; повышать сопротивляемость организма к простудным и др.
заболеваниям. Учить детей чувствовать, ощущать процесс движений и
соединять движение с сознанием. Комплексы дыхательной гимнастики.
Спокойный Без музыки 5-6 мин