Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ в ДОУ

01.02.2021

Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. 

Физическое развитие детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. 

Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

В нашем детском саду с 2020 года, функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  и детей-инвалидов. Группу посещают 6 детей, имеющие различные диагнозы и разную степень тяжести инвалидности. С детьми ежедневно проводят занятия воспитатели и специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, так же с детьми работает ассистент (помощник).

В работе с детьми очень значимо взаимодействие педагогов и специалистов, которое решает оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи и осуществляется по трем направлениям.

Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом психологом, логопедом, дефектологом, инструктором по физическому развитию - это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ.

Коррекционно-развивающую работу выстраиваем с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбираем специальный комплекс упражнений, дозировку физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.

Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.

В содержание работы с детьми ОВЗ входят:

•Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;

•Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;

•Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;

•Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;

•Мотивация на улучшение результатов (похвала);

• Релаксация во время занятия;

•Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

•Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

Воспитателями совместно со специалистами  для каждого ребенка  разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии дошкольноков.

Для детей с РАС физическая культура  является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности. Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными. целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

• развитие имитационных способностей (умения подражать);

• стимулирование к выполнению инструкций;

• формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

• воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику. Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции.

Физическое воспитание детей с НОДА включает специальные коррекционные упражнения способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитации детей. В общеразвивающие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.

Свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья строим по принципу сотрудничества, стараясь передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки. Каждый педагог  понимает, что только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Проводя  оздоровительную работу, мы стараемся создать у таких детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся нами на протяжении всего учебного года. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.

Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:Хочу такой сайт

Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным (батут, сухой бассейн, горка, беговая дорожка и др.).

Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.

В группе создан спортивный мини — центр, оснащена спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.

В своей работе мы используем следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна, релаксация. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

- Непосредственно – образовательная деятельность 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке.

- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

- Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук

3. Коррекционные технологии

- Кинезиологическая гимнастика

-Технологии музыкального воздействия

- Психогимнастика (мимика и пантомимика) 

Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:

·         Картотеки оздоровительных игр.

·         Картотека игрового самомассажа.

·         Составлены оздоровительные комплексы:

·         Дыхательной гимнастики;

·         Пальчиковой гимнастики;

·         Фонетической ритмики;

·         Артикуляционной гимнастики;

·         Кинезиологической гимнастики.

Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с ОВЗ успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.

 

Воспитатель: Слуцкая Т.В.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.05.2021

Дата обновления: 17.05.2021

Дата публикации: 01.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».