Рабочая рограмма тьюторского сопровождения 2023-2024.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1. Цели и задачи Программы

5

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.2.

Особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ,
в том числе, детей-инвалидов

5

1.3

Планируемые результаты

6

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

7

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Содержание и условия реализации программы

8

2.2.

Описание направлений образовательной деятельности в соответствии с
психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей
инвалидов

8

2.3.

Взаимодействие с педагогическими работниками

9

2.4.

Особенности взаимодействия тьютора с родителями ребенка

11

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

13

3.1.

Кадровые условия реализации Программы

13

3.2.

Планирование образовательной деятельности

13

3.4.

Режим дня и распорядок .

13

3.4.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

18

Список литературы

19

1.4.
2.

3.

2

ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. N273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с
начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Дошкольное образование – это первая ступень образования, призванная
обеспечить социальную адаптацию обучающегося, содействовать его личностному,
общественному и гражданскому самоопределению. Получение дошкольного образования
является неотъемлемым условием эффективности дальнейшего образовательного процесса
и формирования социально мобильной личности, ясно представляющие потенциальные
возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому
актуальным становится включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) в общеобразовательную среду.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей». Но в условиях инклюзивного образования мы должны
помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны
получать равное воспитание и обучение, но все, же специфика работы с определенным
нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть.
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных
условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с
такими обучающимися является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения
и особенностей здоровья каждого обучающегося.
Группа обучающихся с ОВЗ не однородна, в неё входят обучающиеся с разными
нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Диапазон различий
в развитии обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, чрезвычайно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными нарушениями развития. От
обучающегося, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся в адаптированной к их
возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на
формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного
возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий
в развитии наблюдается не только по группе обучающихся с ОВЗ в целом, но и внутри
каждой входящей в неё данной категории.
В соответствии с возможностями и способностями обучающихся с ОВЗ, в том числе детейинвалидов, с учетом специфики нарушений и особенностей здоровья каждого обучающегося,
разработана Рабочая программа тьютора. Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка» (далее –
Программа), в соответствии:
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 № 1014;
3

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО);
- Адаптированной образовательной программой дошкольного образования обучающихся
(воспитанников) с тяжёлыми нарушениями речи (АОП ДО обучающихся с ТНР);
- Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с учетом психофизических
особенностей обучающегося с задержкой психического развития (АОП ДО для обучающегося с
НОДА и с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР).

Главное средство, положенное в основу реализации Программы – тьюторское
сопровождение обучающихся, обеспечивающее связь индивидуальной коррекционной
потребности обучающегося и поля возможностей её достижения. Основные виды
деятельности тьютора:
- информационное обеспечение (педагоги, родители);
- организационная деятельность (педагоги, родители);
- учебно-методическая работа (педагоги);
- диагностико-аналитическая деятельность (участники образовательных
отношений);
- коррекционно-развивающая деятельность (обучающиеся, педагоги).
Содержание Программы включает три основных раздела – целевой, содержательный
и организационный согласно требований ФГОС ДО.
Целевой раздел определяет ее цели и задачи, принципы.
Содержательный раздел
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), в том числе, детей-инвалидов, в общество.
Организационный
раздел
описывает
систему
условий
тьюторского
сопровождения, необходимых для достижения целей Программы, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых;
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
– способов и направлений поддержки детской инициативы;
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся;
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их специальных
образовательных потребностей.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа тьюторского сопровождения дошкольного образования
разработана для воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР) и с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в
соответствии с Адаптированными основными общеобразовательными программами:
— Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования детей Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 49 с учетом их психофизических особенностей с ЗПР.
В разработке Программы учтены Методические рекомендации по организации работы
педагогических работников дошкольных образовательных организаций, осуществляющих
4

образовательную деятельность в области социолингвистической адаптации детей дошкольного
возраста. Данная программа создает условия взаимодействия педагога и воспитанника, в ходе
которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением воспитанника в
окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания ребенком возможностей
использования собственных ресурсов, ресурсов для достижения образовательных целей,
выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает
в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать
внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения
будет основан на активности самого воспитанника, совершающего реальные действия,
регулируемые им самим.
Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора,
ориентированную на взаимодействие с воспитанником по его поддержке в становлении
личностного роста, социальной адаптации, в организованной образовательной деятельности.

1.1.1.Цели и задачи
Целью Программы является индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ,
в том числе, ребенка-инвалида, в процессе становления его образовательного маршрута.
Задачи:
- создание комфортных условий для нахождения в ДОУ (организация рабочего
места, места отдыха и других мест, где бывает обучающийся с ОВЗ);
- социализация – включение обучающегося в среду сверстников, в формирование
положительных межличностных отношений в коллективе;
- помощь в усвоении Программы, преодоление затруднений в обучении;
- организация сопровождения педагогическими работниками (воспитателем,
учителем логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором
по физической культуре). Обеспечение преемственности и последовательности в работе с
обучающимся;
- осуществление взаимодействия с родителями: включение родителей в процесс
обучения; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;
содействие родителям в получении информации об особенностях развития обучающегося,
прогноза развития;
- оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в
деятельности обучающегося с ОВЗ.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Успешность реализации Программы будет достигнута при соблюдении следующих
принципов:
- признание объективности существования индивидуальных особенностей
обучающегося с ОВЗ, в том числе, ребенка-инвалида, в образовательном процессе и
необходимость включения коррекционной составляющей;
- индивидуализации образовательного процесса;
- максимального разнообразия представленных возможностей для развития
личности;
- «не навреди», психологический контакт с обучающимся с ОВЗ, в том числе,
ребенком инвалидом, и атмосфера доверия.

5

1.3. Планируемые результаты Целевые ориентиры на этапе завершения
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
Результаты работы тьютора включают освоение воспитанником
приобретенные в ДОУ.

освоения

умений, знаний и навыков

«Познавательное развитие»:
- улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и др.),
произвольной регуляции поведения и деятельности;
- возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность
запоминания словесной и наглядной информации;
- может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие
умозаключения и обобщения;
- осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной
деятельности;
- сформированы элементарные пространственные представления и ориентировка во
времени
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах
десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном изображении, среди наложенных друг на друга
изображений, соотносит их с количеством предметов;
- определяет времена года, части суток.
«Речевое развитие»:
- стремится к речевому общению; участвует в диалоге;
- обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными
возможностями;
- осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи,
усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; --обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет
словотворчество;
- знаком с произведениями детской литературы, рассказывать стихи;
- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни;
- правильно употребляет грамматические формы слова;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики;
- сопереживает персонажам художественных произведений.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Музыкальное развитие:
-способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения; знаком с основными
культурными способами и видами музыкальной деятельности;
- способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в
процессе коллективной музыкальной деятельности;
- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к
музыкальным инструментам; Художественное развитие:
- осваивает основные культурные способы художественной деятельности;
- развит интерес к конструированию (включая конструкторы, модули, бумагу);
- владеет доступными видами продуктивной деятельности; - имеет элементарные
представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины,
иллюстрации к сказкам и рассказам).
«Физическое развитие»:
- выполняет доступные движения и упражнения по словесной инструкции взрослых;
- знает и подчиняется правилам игр, игр с элементами спорта;
6

- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- владеет основными движениями, их техникой; - может контролировать свои движения и
управлять ими
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты
- развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие педагогов
и детей, взаимодействие с ними;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности;
- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальными
особенностями обучающихся.
1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности определяются
требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС
ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценка качества
дошкольного образования (соответствия образовательной деятельности, реализуемой
учреждением, заданным требованиям ФГОС ДО и Программы) направлена, в первую очередь, на
оценивание созданных учреждением условий образовательной деятельности, включая психологопедагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические,
управление учреждением.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности
учреждения на основе достижения обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами,
планируемых
результатов
освоения
Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. В
Программе предусмотрена система мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ, в том
числе, детей-инвалидов, динамики их образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
7

- карты развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов.
В соответствии с ФГОС ДО и принципами Программы оценка качества образовательной
деятельности:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации обучающихся с ОВЗ, в
том числе, детей-инвалидов;
2) учитывает факт разнообразия путей развития обучающихся;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности
используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для
обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной
организации и для педагогов учреждения в соответствии:
- с разнообразием вариантов развития обучающегося в дошкольном детстве,
- разнообразием вариантов образовательной среды, На уровне учреждения система оценки
качества
реализации.
Программы решает задачи:
- повышения качества реализации программы дошкольного образования;
- реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам
Программы;
- обеспечения объективной экспертизы деятельности учреждения в процессе оценки
качества Программы;
- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив
развития учреждения. Важнейшим элементом обеспечения качества дошкольного образования в
учреждении является оценка качества психологопедагогических условий реализации Программы в
предлагаемой системе оценки качества образования на уровне учреждения. Важную роль в
системе оценки качества образовательной деятельности играют родители (законные
представители) обучающегося и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в
оценивании образовательной деятельности учреждения.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание и условия реализации программы
В содержательном разделе представлены:
– описание направлений образовательной деятельности в соответствии с
психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
– описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
психофизических, возрастных и индивидуально психологических особенностей
обучающихся, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
– программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися, описывающая
образовательную деятельность по коррекции нарушений их развития.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется реализация
Программы, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
обучающихся, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей.
При включении воспитанника в группу общеразвивающей направленности, его
образование осуществляется по Программе в соответствии с рекомендациями
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и заявлением
родителя (законного представителя).
2.2. Описание направлений образовательной деятельности в соответствии с
особенностями обучающихся с ОВЗ
8

Содержание вариативных форм, способов, методов реализации программы Основным
методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа тьютора с
осознанием ребенком процессов образовательной деятельности и жизнедеятельности,
включающей в себя и отношения с другими детьми группы и со взрослыми. Основным
инструментом являются вопросы дошкольника или собственные вопросы тьютора, касающиеся
этих сфер жизнедеятельности ребенка. Тьютор использует открытые и закрытые вопросы, умение
предельно сузить или, наоборот, расширить тему, технику активного слушания. Основными
формами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые
тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный
характер.

2.3.Взаимодействие с педагогическими работниками тьютор и другие специалисты
Педагог- психолог, музыкальный
работник, медицинские работники
и другие.

-вносит предложения по оптимации работы с
воспитанником;
- участвует в составлении индивидуальных программ;
-осуществляет помощь при проведении занятий,
праздника (адаптация задания для ребенка, помощь в
ориентировании задании, помещении и др.

Ребенок с ОВЗ и
воспитатель(ребенок выполняет
рекомендации воспитателяпростую инструкцию…)

Для этого тьютор:
- привлекает внимание ребенка к воспитателю,
заданию: «Смотри на…….(имя воспитателя),
слушай…..»
- «Смотри на доску…»;
- «Возьми карандаш….»;
- «Положи лист…» и т.д….
Для этого тьютор:

Ребенок с ОВЗ и учитель
дефектолог, учитель
логопед(ребенок выполняет
рекомендации специалистовпростую инструкцию…)

-Помогает ребенку выполнить рекомендации
специалистов
- Определяет нужный момент , когда следует
остановиться и переключиться на новое задание;
- если общее задание для всех детей сложно для
понимания, то продолжает с ребенком работу по
предыдущему (недовыполненному заданию)

Ребенок с ОВЗ и другие дети

Для этого тьютор:
- наблюдает за контекстом общения детей и в
Ребенок по своей инициативе
соответствующие моменты подключается к их
(инициативе тьютора) общается с
общению.
другими детьми, отвечает сам(или
Тьюторорганизует диалог детей: «Дай , пожалуйста,
с помощью тьютора) на обращение
карандаш синий..» «На»- «Спасибо».
других детей к нему.
-и т.д………

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:
- следит за организацией рабочего места ребенка;
- соотносит задания воспитателя с возможностями
9

Ребенок выполняет рекомендации
тьютора (простую инструкцию)

ребенка;
- если ребенка не успевает полностью выполнить
задание
- ..Определяет нужный момент , когда следует
остановиться и переключиться на новое задание;
- если общее задание для всех детей сложно для
понимания, то продолжает с ребенком работу по
предыдущему (недовыполненному заданию)

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:
- помогает ребенку в общении со своими родителями
в условиях ДОУ:- помогает рассказать, что было в
ДОУ, чем он занимался, познакомить с результатами
его творчества, демонстрация творческих работ и т.п.

-Ребенок, придя в ДОУ, прощается
с родителями.

Для повышения эффективности работы с ребенком с ОВЗ специалисты, педагоги
должны:
- побуждать ребенка с ОВЗ к речевой деятельности, осуществлять контроль за
речевой деятельностью детей, то есть постоянно задаем вопросы: что ты делаешь? Что
потом надо сделать? например, ребенок помыл руки, дальше собирается так идти в группу,
необходимо спросить, что нужно сделать, когда помыл руки? какой номер полотенца? если
дальше следует прогулка, спросить чтобы одеться на прогулку куда идем? что сначала
делаем? – отрабатываем и алгоритм действий и провоцируем речь;
- устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным
обозначением и практическим действием, то есть не только научить ребенка с ОВЗ
названию предмета, но и что им можно делать, какого он цвета, какой он формы и т. д.;
- использовать более медленный темп обучения, многократное возвращение к
изученному материалу. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями
(ЗПР, умственная отсталость, Синдром Дауна);
- использовать упражнения, направленные на развитие познавательных процессов:
восприятия, внимания, памяти, используя упрощенный яркий материал – например, счет:
если дети в уме считают, то ребенок с ОВЗ по картинкам считает предметы;
- предотвращать наступление утомления ребенка – постоянная смена деятельности и
даже пространства, минуты отдыха, даже полежать на ковре, кровати, это могут быть
привычные способы успокоения и отдыха, свойственные для ребенка, например:
разговаривать с самим собой, с каким-то предметом, уединение в другом помещении
(раздевалке, спальне).
-обучать ребенка с ОВЗ (в процессе формирования представлений) выявлению
характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать,
классифицировать, анализировать, делать выводы и т.п., то есть развивать мыслительную
деятельность.
- поощрять ребенка, хвалить, но не переусердствовать!!!своевременно оказывать ему
помощь.
10

Таблица2
Участие в
образовательных
отношениях

№

Направление

1

Информацион
ное
обеспечение

Консультация с
педагогами и
специалистами

Оформление документации, создание и
пополнение сайта, пополнение нормативноправовой и методической базы. Подготовить
информационную базу, материал для
консультаций

2

Организацион
ная
деятельность

Помочь в
усвоении
Программы,
преодолении
трудностей в
обучении

Сопровождение обучающегося на занятиях,
социализация обучающегося.

3

Учебно
методическая
работа

Ведение рабочей
документации

Ведение дневника наблюдений, индивидуальные
консультации с педагогами

4

Диагностикоан Провести
алитическая
диагностику и
деятельность
анализ развития
обучающихся

Пополнение и корректировка данных по
обучающимся с ОВЗ, наблюдение за его
поведением в разных видах деятельности
(общение со взрослыми, со сверстниками, игра,
детский труд и самообслуживание,
изобразительная и конструктивная деятельность).

5

Коррекционно
развивающая
деятельность

Проведение индивидуальных коррекционноразвивающих игр и упражнений. Проведение
упражнений по рекомендациям педагогов.

Способствовать
полноценному
психическому и
личностному
развитию
обучающегося.

Содержание деятельности тьютора

2.4. Особенности взаимодействия тьютора с родителями ребенка
Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
 Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на
сотрудничество и умения принять ответственность в
процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
 Оказание родителям эмоциональной поддержки;
 Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка,
прогноза развития.

11

Таблица3
Месяц

Тема консультации

Форма проведения

Сентябрь

Роль тьютора в ДОУ

Индивидуальные консультации

Октябрь

Роль родителей в развитии речи ребенка

Индивидуальные консультации

Ноябрь

Важность мелкой моторики в развитии
детей
Важность занятий артикуляционной
гимнастикой с детьми
Почему полезно читать ребёнку на ночь?

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Апрель

Социально-коммуникативное
развитие ребенка
Как развивать творческие способности
детей дошкольного возраста
Волшебная пуговица

Май

Детское творчество

Индивидуальные консультации

Июнь

Индивидуальные консультации

Июль

Развитие зрительной памяти у детей в
домашних условиях
Здоровье в ладошках

Август

Особенности воспитания ребёнка с ОВЗ

Индивидуальные консультации

Декабрь
Январь
Февраль
Март

Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации

Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации Программы является создание информационной
образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий.
В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в детском саду
осуществляется широкий доступ обучающегося и его родителей к информационно-методическим
фондам детского сада (библиотека, дидактические материалы специалистов сопровождения,
информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях,
осуществляющих специализированную помощь.
Также уделяется внимание информационно-просветительской деятельности по вопросам
образования родителей обучающегося и педагогических работников. Информационные
мероприятия проводятся в форме родительских собраний и информационных стендов.
Консультативный блок
Цель консультативной работы – обеспечение непрерывности индивидуального
сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

Участники консультативной деятельности: педагогические работники МАДОУ
«Детский сад №30» .
Мероприятия: индивидуальные и групповые тематические консультации,
выступления на методических объединениях воспитателей, участие в заседаниях ППк,
выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
12

Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и
групповые консультации. При выборе конкретной формы обязательно должно
соблюдаться требование гибкости и вариативности по отношению к обучающемуся.
Коррекционный блок
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия для реализации Программы
Создание доступной и комфортной образовательной среды. Тьютор помогает в
планировании и организации работы по адаптации ребёнка в новой среде, в создании
психологически благоприятной атмосферы, в предотвращении конфликтных ситуаций.
Формирование и корректировка режима дня. График режима включает в себя сведения
о времени и продолжительности сна, питания, выполнения домашнего задания, внеурочной
деятельности, периоды отдыха и развивающего досуга.
Использование электронных и печатных пособий. С их помощью тьютор формирует
представления и знания об окружающей среде, последовательности событий дня, привычку вести
здоровый образ жизни и соблюдать правила безопасного поведения.
Рациональное распределение видов деятельности на уроке. Рекомендовано чередование
видов деятельности: смена динамических поз, наличие физкультминуток, релаксационных
перерывов или офтальмотренажа.
Поддержка мотивации. Важно давать ребёнку возможность почувствовать свои успехи,
постепенно увеличивая долю самостоятельности при выполнении той или иной деятельности.
Использование различных технологий и способов коммуникации. Тьютор организует
индивидуальные и групповые консультации, использует электронные формы (интернеттехнологии) для качественной реализации совместной с ребёнком деятельности.
3.2. Планирование образовательной деятельности
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных
условий реализации Программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого
доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации. Для обучающихся с
ОВЗ, том числе, детей-инвалидов, предусмотрены занятия по коррекции недостатков сенсорных,
двигательных, речевых и психических функций. Коррекционно-развивающее воздействие
осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных,
двигательно-кинестетических методов. Выделяются следующие формы работы: индивидуальные,
подгрупповые и фронтальные, в соответствии с медицинскими показаниями.

3.3. Режим дня и распорядок
При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные
особенности обучающихся с ОВЗ, том числе, детей-инвалидов.
Чем ближе к индивидуальным особенностям обучающегося режим детского сада,
тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Распорядок дня учреждения соответствует возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ,
том числе, детей-инвалидов и способствует их гармоничному развитию.
Таблица 4
Дни недели
Понедельник

Занятия

Время
9.00-9.20

Специалист
Инструктор по
13

Физическая культура
Познавательное развитие
( формирование целостности
мира)

Вторник

Художественно-эстетическое
развитие (МУЗО)
Цветные ладошки

физической культуре
9.40-10.00

9.00-9.20
9.30-9.50

ФЭМП
Среда

Четверг

Пятница

Физическая культура

Художественно-эстетическое
развитие (МУЗО)
Развитие речи

Глинотерапия/лего –
конструирование
Физическое развитие(на улице)

воспитатель

Музыкальный
руководитель
Педагог по
доп.образованию
Воспитатель

9.00-9.20
10.00-10.20

Инструктор по
физической культуре

Музыкальный
руководитель
9.00-9.20

Воспитатель

9.40-10.00

9.30-9.50
10.30-10.55

Педагог по
доп.образованию
Инструктор по
физической культуре

Режим занятий воспитанников
В Программе определен режим и распорядок дня с учетом условий реализации АОП
ДО, потребностей участников образовательных отношений, а также санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», санитарно-эпидемиологических
правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения».
Программа реализуется в соответствии с расписанием непосредственной
образовательной деятельности с учетом режима работы детского сада и групп, а также
режима
дня,
соответствующего
анатомо-физиологическим
особенностям.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности (занятия) составляет не
более:
- 25 мин. в старшей группе – для обучающихся от пяти до шести лет;
- 30 мин. в подготовительной к школе группе – для обучающихся от шести до семи
лет; Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
не более:
- 75 мин. в старшей группе.
14

- 1,5 ч. в подготовительной к школе группе.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность,
воспитатели проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной
образовательной деятельности составляют не менее 10 мин.
Режим физического воспитания
Продолжительность занятий по физическому развитию в рамках Программы
составляет:
- 25 мин. в старшей группе;
- 30 мин. в подготовительной к школе группе.
Объем двигательной активности обучающегося в формах оздоровительновоспитательной деятельности разработан с учетом его психофизиологических
особенностей, времени года и режима работы детского сада. Работа по физическому
развитию проводится с учетом состояния здоровья обучающегося .
Технологии сопровождения
Таблица4
№

Вид деятельности

Срок

1

 составление банка данных обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 проведение диагностик, наблюдение;
 посещение занятий;  индивидуальные консультации;
 консультации с воспитателями; психологом, логопедом.
 консультации для родителей

Сентябрь

2

 проведение диагностик, наблюдение; составление индивидуальных
маршрутов для обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 составление маршрутных листов для обучающихся, охваченных
тьюторским сопровождением;
 посещение занятий;
 проверка посещаемости обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 индивидуальные консультации для родителей;
 консультации с воспитателями;  индивидуальные и групповые
коррекционные занятия.

Октябрь

3

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 уточнение индивидуальных маршрутов;
 проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским
сопровождением;

Ноябрь

15

 консультации для родителей;
 индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

4

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных
тьюторским сопровождением;
 пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 проверка посещаемости обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 консультации для родителей;
 организация встреч с педагогом-психологом;

Декабрь

5

 наблюдение;  индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 пополнение портфолио на обучащихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
 мониторинг состояния здоровья обучающихся (консультации
специалистов);
 предварительный анализ программы коррекционной работы.

Январь

6

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных
тьюторским сопровождением;
 пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
 консультации для родителей.

Февраль

7

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским
сопровождением;
 консультации для родителей ( по требованию);
 мониторинг индивидуальных

Март

8

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским

Апрель

16

сопровождением;
 пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением.

9

 наблюдение;
 подведение итогов индивидуального мониторинга;
 составление программы сопровождения на новый учебный год;
 анализ работы;
 оформление и представление результатов работы

Май

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским
10
сопровождением;
 пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением.

Июнь

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
11
 заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским
сопровождением;

Июль

 наблюдение;
 индивидуальное сопровождение обучающихся;
 заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским
12
сопровождением;
 пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским
сопровождением.

Август

Таблица5
Направления работы
Формирование навыков
самообслуживания

Формы работы

Сюжетно-ролевые
игры Наблюдение
Тематические беседы
Пример Указания
Формирование установки Объяснение
на безопасный, здоровый Рассматривание
образ жизни
иллюстраций ИКТтехнологии
Владение навыками
Мнемотаблица
коммуникации

Результаты освоения
Самостоятельное соблюдение
режимных моментов. Соблюдение
правил поведения
Сформированность навыков
самообслуживания.
Выстраивание адекватных
взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми формирование и развитие
социально значимых мотивов
учебной деятельности.
17

Таблица 6
Работа специалистов с воспитанником Максимом Н.
День недели

День недели

День недели

Психолог

Понедельник

Среда

Пятница

Инструктор по
физкультуре

Понедельник

Музыкальный
руководитель

Вторник

Четверг

Логопед

Понедельник

Среда

Пятница

Дефектолог

Понедельник

Среда

Пятница

Пятница

3.4. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с
изменениями на 28 июня 2014 года).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
6. Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N664н «О классификациях и критериях,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N
ИР535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября
2020 г. N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения».
10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (раздел
«Коррекционная и инклюзивная педагогика»).
18

11. Примерная рабочая программа ГБДОУ детского сада №49 комбинированного вида
Невского района Санкт – Петербурга, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (от 01.07.2021 №2/21)
Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:
-успешное включение в образовательный процесс и социальная адаптация в
образовательной среде;
-освоение культурно-гигиенических навыков, расширение возможностей самостоятельного
выполнения необходимого действия.
-развитие коммуникативных способностей обучающегося и жизненных компетенций:
адекватного поведения, основ произвольной деятельности, умений общаться со взрослыми и
сверстниками, выражать свои потребности и желания;
-динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития
обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося. Фиксация результатов работы тьютора
отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.
Таким образом, программа тьюторское сопровождения представляет собой организацию
движения ребёнка в образовательном процессе, которое строится на постоянном рефлексивном
соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, а также его успешная адаптация в
социальной среде.
Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательном пространстве, помогает в
преодолении социальных, физиологических и психологических барьеров.

Список использованной литературы:
1. Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О. И.
Ефремова // Воспитание школьников, 2010. -№1 - С. 34-35.
2. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования. http://www.thetutor.ru/lechebn ped/articles.htm
3. Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования /
Н. Б. Крылова // Завуч, - 2015. - № 5- С. 10-16.
4. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические
рекомендации. - М.: МГППУ, 2012. - 57 с
5. Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А. Мухорина // Завуч, 2016. - № 2 - С.12-18.
6. Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и (или)
сопровождения ассистента/ Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития, - 2019. - №3 - с. 16-19.
7. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения
обучающихся в образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы
развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —
Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.
8. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические
рекомендации к проведению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья// Коррекционная педагогика, - 2019. - №3 (81). - с.5-14.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».