Положение об АООП ДО МАДОУ №30

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10
тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru
ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 03234643657200006200
в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 л/с 33906000160 УФК по
Свердловской области (Финансовое управление)

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ АООП/АОП
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

г.Реж.
1

1.Общие положения.
1.1. Настоящее Положение об АООП ДО (далее - Положение) разработано в МАДОУ «Детский
сад №30» (далее - ДОУ) в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об
образовании в Российской Федерации», с ФГОС дошкольного образования, утверждённым
приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.20 13г., с
Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373,
Постановлением Главного государственного
санитарного врача России от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил и норм», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения", Постановлением Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№
28
"Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом
дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования ДОУ определяет цели и задачи, устанавливает порядок и технологию разработки
программы, требования к её содержанию, структуре, условиям и контролю реализации, а также к
оформлению и результатам освоения образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения.
1.3. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ
«Детский сад №30» (далее - Программа) является нормативно-управленческим документом,
определяющим совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных
программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание
образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности
дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
разрабатывается, утверждается и реализуется в ДОУ в соответствии с Положением, на основе
ФГОС ДО и с учётом примерных основных образовательных программ дошкольного образования,
внесенных в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ.
1.5. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для
воспитанников ДОУ с ОВЗ и направлена на коррекцию имеющихся нарушений, формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
1.6. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ
представляет комплекс основных характеристик образования воспитанников с ОВЗ (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, направленных
на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
2

1.7. Адаптированная образовательная программа разрабатывается рабочей группой,
сформированной из педагогических работников ДОУ, и рассматривается на Педагогическом
совете.
1.8. Адаптированная основная образовательная программа реализуется на государственном языке
Российской Федерации, реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников с ОВЗ в
ДОУ.
1.9. Реализация АООП ДО не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией
воспитанников ДОУ.
2. Цели и задачи Адаптированной основной образовательной программы.
2.1. Цель Программы - создание оптимальных условий для амплификации развития
эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств
личности каждого ребенка, оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической
помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным
представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Программа направлена на решение следующих задач:
1)
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2)
освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
2.3. Программа разрабатывается в соответствии со следующим принципами:

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество Организации с семьёй, воспитывающей ребенка с ОВЗ;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);

учёт этнокультурной ситуации развития детей.

принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого ребенка в
зоне его ближайшего развития;

соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение
поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаться к разумному «минимуму»;

3


принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра;

принцип непрерывности образования. Приоритетом с точки зрения непрерывности
образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого
ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы;

принцип системности АООП представляет собой целостную систему высокого уровня: все
компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы».

системный подход к организации коррекционно-развивающей работы;

преемственность всех этапов коррекционно-развивающей работы: диагностического,
отборочного, содержательного, организационного, мониторингового.
2.4. В АООП учитываются:
- индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием
здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации.
3. Технология разработки Адаптированной
дошкольного образования ДОУ.

основной

образовательной

программы

3.1. ДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает Программу в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учётом:
Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3-х
до 7 лет” Нищевой Н.В., так же Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В.“Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей”,Филичевой Т.Б.,
Чиркиной Г.В. “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального
детского сада” с учетом рекомендаций программы “От рождения до школы” под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, «Примерной адаптированной основной
образовательной программы для детей с задержкой психического развития» (Баряева Л.Б.,
Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н.), 2017 г.;
Примерной адаптированной программы дошкольного образования детей с умственной
отсталостью (Интеллектуальными нарушениями), 2017 г.;
Проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с РАС. 2017 г.
3.2. Адаптированная образовательная программа формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности
детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).
3.3. Программа разрабатывается: целевой и организационный раздел администрацией ДОУ,
содержательный раздел по образовательным областям и возрастным группам - творческой
4

группой педагогов, утверждённой приказом заведующей дошкольным образовательным
учреждением.
3.4. Адаптированная основная образовательная программа определяет содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
3.5. При разработке Адаптированной образовательной программы ДОУ определяется
продолжительность пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, режим работы
детского сада в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности.
3.6. Структурные подразделения в одном дошкольном образовательном учреждении могут
реализовывать разные Программы.
3.7. Ежегодно по итогам полноты реализации образовательной программы и качества образования
воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения.
3.8. Изменения и дополнения Адаптированной основной образовательной программы
утверждаются до начала учебного года на Педагогическом совете ДОУ.
4. Требования к содержанию и структуре Адаптированной основной образовательной
программы.
4.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные
области):
4.1.1. Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в детском саду;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в различных видах
деятельности;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4.1.2. Познавательное развитие предполагает:

развитие интересов воспитанников детского сада, любознательности и познавательной
мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
4.1.3. Речевое развитие включает:

формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического,
грамматического;
5


формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие
связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
4.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает:

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;

развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных
представлений, воображения, художественно-творческих способностей;

развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой
деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
4.1.5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными
играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
4.2. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для
воспитанника ДОУ:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного
образования структура Программы следующая:
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (обязательная и вариативная части)
1.1. Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Характеристики особенностей развития детей с ЗПР
1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения задач регионального компонента
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ (обязательная и вариативная части)
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом
используемых в ДОУ программ и методических пособий
2.1.1. Диагностика детей с ЗПР
2.1.2. Познавательное развитие
2.1.3. Речевое развитие
2.1.4. Социально-коммуникативное развитие
6

2.1.5. Художественно-эстетическое развитие
2.1.6. Физическое развитие
2.2.Содержание коррекционной работы с детьми
2.2.1. Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению
2.2.2. Учебный план
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ (обязательная и вариативная части)
3.1 Описание материально-технического обеспечения
3. 2. Режим дня
3.3. Перспективное тематическое планирование
3.4. Расписание непосредственно образовательной деятельности
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.6. Кадровые условия реализации Программы
3.7. Особенности развивающей пространственно-предметной среды
3.8. Материально-техническое обеспечение Программы
4.
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
4.4. Обязательная часть образовательной программы ДОУ предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4.5. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные
и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные
программы (учебные программы), направленные на развитие детей в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы
организации образовательной работы.
4.6. Объём обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего
объёма (от 100% до 83%); части, формируемой участниками образовательных отношений, не
более 40% (от 0% до 17.
4.7. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный.
4.7.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
- особенности образовательного процесса и специфику (в том числе язык обучения, форму
обучения, сроки освоения).
Планируемые результаты освоения Адаптированной образовательной программы конкретизируют
требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных
различий (индивидуальных траекторий развития) детей, особенностей развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с
ограниченными возможностями здоровья).
7

4.7.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Адаптированной основной
образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел образовательной программы включает:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых программ и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов;
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей предусмотренной Программой.
В содержательном разделе образовательной программы представлены:
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики содержания Программы.
Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений,
включает художественно-эстетическое и социально-коммуникативное направления, выбранные
участниками образовательных отношений из числа Парциальных программ.
Данная часть образовательной программы учитывает образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- выбор Парциальных Программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей
степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического
коллектива;
- сложившиеся традиции ДОУ: тематические дни, месячники и др.
4.7.3. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
включает распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
4.8. Обязательная часть Адаптированной основной образовательной программы ДОУ оформляется
в виде ссылки на использованные программы. Часть образовательной программы, формируемая
участниками образовательных отношений, представлена в виде ссылок на Парциальные
программы.
4.9. Дополнительным разделом основной образовательной программы является текст ее краткой
презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных
представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте и информационном стенде ДОУ, а
также в родительских уголках групп.
4.9.1. В краткой презентации образовательной программы указаны:
- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
- используемые Примерная и дополнительная Программы;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
5. Требования к условиям реализации Адаптированной
основной образовательной программы ДОУ.

8

5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации
Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
5.2. Условия реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во
всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей
на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим
людям.
5.3. Данные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников ДОУ;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников дошкольного
образовательного учреждения;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создаёт условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ в
образовательной деятельности.
5.4. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной
программы ДОУ.
5.4.1. Для успешной реализации образовательной программы в ДОУ обеспечиваются следующие
психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого воспитанника ДОУ и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности
и общения;
- защита воспитанников от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
5.4.2. При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка производится педагогическим работником ДОУ в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки воспитанника);
- построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции;
9

- особенностей его развития;
- оптимизации работы с группой воспитанников.
Используется психологическая диагностика развития воспитанников ДОУ (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психологи.
Участие воспитанника в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
5.4.3. В целях эффективной реализации программы ДОУ создаются условия для:
- профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного
профессионального образования;
- консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей)
по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации);
- организационно-методического сопровождения процесса реализации образовательной
программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
5.4.4. ДОУ создаёт возможности:
- для предоставления информации об Адаптированной основной образовательной программе
семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также
широкой общественности;
- для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
образовательной программы, в том числе на информационных стендах и сайте дошкольного
образовательного учреждения;
- для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных
с реализацией Адаптированной образовательной программы.
5.4.5. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.
5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
5.5.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к детскому
саду, приспособленной для реализации Адаптированной основной Образовательной программы
(участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей
и коррекции недостатков их развития.
5.5.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей с ОВЗ (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
5.5.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
5.5.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
5.6. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ДОУ
5.6.1. Реализация Адаптированной основной образовательной программы обеспечивается
руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками дошкольного
10

образовательного учреждения. Работники детского сада, в том числе осуществляющие
финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают
реализацию образовательной программы.
5.6.2. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации образовательной программы, определяются её целями и задачами, а также
особенностями развития воспитанников.
5.6.3. Необходимым условием качественной реализации Адаптированной основной
образовательной программы ДОУ является её непрерывное сопровождение педагогическими
работниками в течение всего времени ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
5.6.4. Педагогические работники, реализующие Адаптированную основную образовательную
программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия
развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.
5.7. Требования к материально-техническим условиям реализации Адаптированной основной
образовательной программы ДОУ.
5.7.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Адаптированной основной
образовательной программы включают:
- требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами;
- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы (учебнометодический комплект, оборудование и оснащение).
5.8. Требования к финансовым условиям реализации Адаптированной основной образовательной
программы ДОУ
5.8.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ДОУ осуществляется на основе
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами
государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающего реализацию
Адаптированной основной образовательной программы в соответствии со ФГОС ДО.
5.8.2. Финансовые условия реализации АООП ДО должны:
- обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации и
структуре Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения;
- обеспечивать реализацию обязательной части образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных
траекторий развития воспитанников детского сада;
5.8.3. Финансирование реализации образовательной программы ДОУ осуществляется в объеме
определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов
обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования.
6. Требования к результатам освоения
Адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
11

6.1. Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации
Адаптированной основной образовательной программы, а также от её характера, особенностей
развития детей в дошкольном образовательном учреждении.
6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями воспитанников ДОУ. Освоение Адаптированной основной
образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации детей.
6.4. Целевые ориентиры Образовательной программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям
реализации основной образовательной программы целевые ориентиры предполагают
формирование у воспитанников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
6.5. При реализации Адаптированной основной образовательной программы педагогическими
работниками ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
6.6. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для
решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Результаты мониторинга отражаются в виде таблиц.
6.7. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и
изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагогпсихолог дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Положением о работе
педагога-психолога в ДОУ.
6.8. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей). Результаты психологической диагностики используется для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
7. Порядок разработки Адаптированной образовательной программы, утверждения и
внесения изменений и (или) дополнений.
7.1. Адаптированная основная образовательная программа ДОУ разрабатывается в соответствии с
настоящим Положением рабочей группой, созданной из состава педагогических работников
дошкольного образовательного учреждения.
7.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку образовательной программы, выбирается
на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующей ДОУ.
7.3. Проект образовательной программы выносится на обсуждение и принятие на заседании
Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения.
12

7.4. При несоответствии Адаптированной основной образовательной программы ДОУ
установленным данным Положением требованиям, а также требованиям ФГОС дошкольного
образования, принимается соответствующее решение коллегиальным органом и утверждается
приказом заведующей.
7.5. Адаптированная основная образовательная программа принимается Педагогическим советом
дошкольного образовательного учреждения и утверждается приказом заведующей.
7.6. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в образовательную программу могут
быть:
- результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения образовательной
программы воспитанниками;
- выход стратегических документов на федеральном уровне;
- необходимая корректировка составных частей образовательной программы: учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы педагогов ДОУ и т.п.
- внесённые предложения по совершенствованию образовательной, коррекционной деятельности
коллегиальных органов дошкольного образовательного учреждения в рамках их полномочий
Педагогическим советом.
7.7. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в Адаптированную основную образовательную
программу по итогам обсуждения Педагогического совета ДОУ, должны соответствовать
требованиям, предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении
изменений и (или) дополнений в Адаптированную основную образовательную программу
дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения».
7.8. Адаптированная основная образовательная программа, разработанная согласно настоящему
Положению, является собственностью дошкольного образовательного учреждения.
8. Оформление Адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
8.1. Текст основной образовательной программы набирается шрифтом Times New Roman, кегль
12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине,
абзац - 1 режим табуляции, поля: слева – 2.5 см, справа – 1.5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см, листы
формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
8.2. Образовательная программа прошивается, страницы нумеруются в верху по центру страницы,
скрепляются печатью и подписью заведующей ДОУ.
8.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения. На
титульном листе указываются: название программы; полное наименование ДОУ в соответствие с
лицензией; сроки реализации Программы; грифы рассмотрения и утверждения основной
образовательной программы, сроки реализации, название населенного пункта, год разработки
программы.
8.4. Список литературы строится в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места
издания, издательства, года издания, вида и характеристики, количества страниц.
9. Контроль реализации Адаптированной основной образовательной программы.
9.1. Контроль за полнотой реализации Адаптированной основной образовательной программы
ДОУ, качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательного,
коррекционного процесса и осуществляется в соответствии с Положением о внутреннем контроле
в ДОУ, планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.
9.2. Результаты контроля реализации Адаптированной основной образовательной программы
обсуждаются на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.
13

9.3. В ДОУ создается система оценки качества дошкольного образования, которая включает
диагностический инструментарий оценки качества обучения по Адаптированной основной
образовательной программе ДОУ.
9.4. С целью полноты реализации образовательной программы в ДОУ осуществляется мониторинг
качества дошкольного образования в соответствии с программой мониторинга качества
дошкольного образования, которая включает направления мониторинга (показателя), методика
оценки (критерии), сроки проведения, сводный обобщающий документ, исполнитель,
ответственный, итоговый управленческий документ.
10. Хранение Адаптированной основной образовательной программы.
10.1. Оригинал и копия Адаптированной основной образовательной программы, утверждённый
заведующей ДОУ, находится в методическом кабинете дошкольного образовательного
учреждения.
10.2. К образовательной программе имеют доступ все педагогические работники дошкольного
образовательного учреждения.
10.3. Копии перспективного планирования по каждому образовательному разделу находятся в
группах у воспитателей.
10.4. Адаптированная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
хранится 5 лет после истечения срока действия.
11. Заключительные положения.
11.1. Настоящее Положение об образовательной программе и её разработке является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится
в действие) приказом заведующей дошкольным образовательным учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1 настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».