ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальной образовательной программе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение об индивидуальной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов МАДОУ «Детский сад №30» (далее Положение) разработано в целях создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка- инвалида в процессе обучения и воспитания на всех уровнях дошкольного образования 2. Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) - документ, определяющий специфику освоения содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе адаптированной образовательной программы с тяжелым нарушением речи детей для реабилитации ребенка-инвалида, рекомендаций психологопедагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в МАДОУ «Детский сад №30» . 3. Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии. 4. Нормативно-правовой базой проектирования ИОП и индивидуальных образовательных маршрутов является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющий право воспитанников на индивидуальную образовательную программу обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Указанные нормативные основания позволяют ДОУ самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья. ИОП обеспечивает выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ДОУ на основании правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г.№ 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрированы в Минюсте России 18.12.2020 №61573) 2. РАЗРАБОТЧИКИ И УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Воспитатели группы, тьютор разрабатывают и корректируют индивидуальную образовательную программу в соответствии с рекомендациями специалистов; проектируют необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы. 2. Педагог-психолог, учитель-дефектолог предоставляют комплексное изучение психологопедагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 3. Заведующий, старший воспитатель координирует деятельность всех участников образовательной деятельности, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержание основных общеобразовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуальной образовательной программы. 4. Заведующий ДОУ несет ответственность за содержание и выполнение индивидуальной образовательной программы. 5. ППк планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной образовательной программы: индивидуальные, индивидуально - групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы; корректирует содержание индивидуальной программы на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года. 6. Родитель (законный представитель) вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ. 7. Педагоги - специалисты определяют содержание индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности, описывают способы и приемы, посредством которых воспитанники будут осваивать содержание образования. 3. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Индивидуальная образовательная программа состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Основными компонентами структуры ИОП могут являться: 1. Титульный лист (Приложение 1) 2. Пояснительная записка 3. Индивидуальный учебный план 4. Содержание программы: включает в себя образовательный, коррекционный и воспитательный компоненты (Приложение 2). 5.Заключение и рекомендации: включает в себя также результаты реализации ИОП (Приложение 3) и рекомендации на новый учебный год. В индивидуальных образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным образовательным областям, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на занятии. Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом: 1. Титульный лист, который включает в себя наименование ОУ, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы. 2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. 3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные и очные занятия. 4. Содержание программы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, задающий содержательно - целевые рамки подготовки воспитанников, основные образовательные программы и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка. Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание программы по образовательному курсу. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке рекомендуется предусмотреть раздел учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, а также раздел воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанниками в образовательном процессе. Воспитательный компонент содержит раздел воспитателя, педагога дополнительного образования, тьютора, ассистента и др.), а также раздел, отражающий притязания родителей воспитанников, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения детей.. 5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения. Приложение 1. Шаблон индивидуальной образовательной программы 1. Титульный лист Полное название образовательного учреждения Согласовано: Родитель… Дата_______________ Рассмотрено: на заседании ППк Протокол № ______ Утверждаю: Заведующий ….. _____________________ Приказ, дата от «____» __________ 20___ г ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Воспитанника ____________________ (фамилия, имя) Возраст: ______ лет Ответственный за реализацию программы: ____________________________ (ФИО специалиста) Срок реализации _______________________ Населенный пункт, год Образовательный компонент: Приложение 2 Предмет (образовательная область) Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения Конкретные задачи для ребенка на период Формы организации учебной деятельности (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия и т.д.) Показатели достижений (в терминологии наличия компетентности) Формы оценки индивидуальных достижений, результатов образовательной деятельности (от стандартныхтест, устный опрос, наблюдение и т.д. до творческихпортфолио, карта успеха, профиль умений и др.) Коррекционный компонент Необходимый специалист Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим и формы работы Показатели достижений Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста) Учительдефектолог Педагогпсихолог Специалисты по музо Медицинский работник Специалист по физо Воспитательный компонент Направления деятельности Конкретные задачи на период Ответственные Формы деятельности Показатели достижений Формы оценки достижений Приложение 3 Дневник динамического наблюдения воспитанника ___________________________________________________________________ Наблюдения Уровень развития 1четверть 2 четверть 3 четверть Психологическое наблюдение Зрительное восприятие (Часть и целое) Слуховое восприятие (стереогноз, понимание простой инструкции) Понятийное логическое мышление (обобщение, причинноследственные зависимости, понимание скрытого смысла) Понятийное образное мышление (выделение существенных признаков, часть и целое) Скорость переработки информации Внимательность Кратковременная речевая память Кратковременная зрительная память Настроение Логопедическое наблюдение 1.Звукопроизношени 2.Фонематическое восприятие 3.Лексика 4.Грамматика 5.Связная речь Педагогическое наблюдение (воспитиатель, дефектолог) 1.Сформированность учебных навыков (по предметам учебного плана): 2.Сформированность школьнозначимых умений - Умение планировать свою деятельность - Способность понять и принять инструкцию - Способность переноса - Сведения об окружающем - Ориентировка в ближайшем пространстве - Временная ориентировка -Развитие моторики Медицинское наблюдение 1.Медикаментозное лечение, прививки 2.Наблюдение и выполнение рекомендаций узких специалистов 4 четверть