02-47 Положение о РППС-2021

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10
тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru
ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 03234643657200006200
в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 л/с 33906000160
УФК по Свердловской области (Финансовое управление)

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЕ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №30»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1
.Настоящее
Положение
о
развивающей
предметнопространственной среде (далее РГППС) разработано для муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного
вида №30 «Ёлочка» Режевского городского округа (далее - ДОУ).
1.2.Положение о РППС ДОУ разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
«Методическими рекомендациями «Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образованию», Постановлением
главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.11,3049 — 13
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
Постановление № 2 от 28.01.2021 Главного санитарного врача РФ а. Ю.
Поповой СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №30»
(далее — Программой).

1 .З . Положение принято с учетом мнения — Педагогического совета
МАДОУ «Детский сад №30», законных представителей несовершеннолетних
воспитанников (протокол заседания педагогического совета № 1 от 01.09.2021г)
1.4. Развивающая предметно-пространственная среда — часть
образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и
инвентарем, для развития обучающихся дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС ДОУ
2.1 .Предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
 охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их
человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и
поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии
детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных
возможностях и способностях;
 защиту детей от всех форм физического и психического насилия;
 максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
ДОУ, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации
Программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития;
 построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста,
так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
 создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования;
 профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие
в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей
и мотивов;
 открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей)
непосредственно
в
образовательную
деятельность,
осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания,
охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных
инициатив внутри семьи;
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития и
соответствующих
возрастных
и
индивидуальных
особенностей

(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
создание равных условий, максимально
способствующих реализации различных образовательных программ в ДОУ для
детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья.
2.2. Развивающая предметно-пространственная среда (предметнопространственная среда группового помещения) соответствует
требованиям ФГОС ДО:
в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых,
размещения оборудования;
достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения;
в группе имеется мягкая мебель (уютный уголок);
в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов,
которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт;
- в группе предусмотрено место для уединения;
наличие в группе связанного с детьми оформления пространства;
в группе оборудовано пространство для развития крупной и мелкой
моторики;
РППС на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы,
соответствует возрастным потребностям воспитанников;
РППС МДОУ, доступная воспитанникам группы вне группового
помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна,
специализированных кабинетов логопеда, дефектолога, психолога и др.)
2.3. Содержание РППС и образовательной программы ДОУ обеспечивает
развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей по следующим компонентам: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
2.4. В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает
свойствами
открытой
системы
и
выполняет
образовательную,
развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

З. ТРЕБОВАНИЯ К РППС ГРУППЫ И НА УЧАСТКЕ
3.1.РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства детского сада, группы, а также территории,
прилегающей к ДОУ (далее — Участок), материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.2. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
необходимые для инклюзивного образования условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей
3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной:
3.4.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы ДОУ. Образовательное пространство должно
быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании
и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- - возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
3.4.2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
З .4. 3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и
т.д.;
- наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных

материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
(в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре),
3.4.4. Вариативность среды предполагает:

- наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры,
-

конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
3.4.5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ
детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
- - исправность и сохранность материалов и оборудования.
3.4.6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
их использования.
3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том
числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),
игровое,
спортивное,
оздоровительное
оборудование,
инвентарь,
необходимые для реализации Программы.

4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ РППС
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей
предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в
рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное
содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных
воспитательно-образовательных
задач.
Содержание
РППС
и
образовательной программы ДОУ обеспечивает развитие личности в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по
следующим
компонентам:
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
4.1.1. Социально-коммуникативное развитие включает:
- развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных
социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей
деятельностью детей дошкольного возраста — игровой деятельностью, а
также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения
со
сверстниками
и
взрослыми;
становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
ДОУ;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
4.1.2. Речевое развитие включает:
- развитие словаря, развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
4.1.3. Познавательное развитие предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
4.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;

- реализацию

самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4.1.5. Физическое развитие включает в себя направления
приобретения опыта следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным,
не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение
его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1.

Настоящее Положение о РППС вступает в действие с момента
утверждения приказом заведующего ДОУ;
5.2.
Положение о РППС действует до принятия нового, изменения
и дополнения вносятся по мере необходимости и подлежат
утверждению заведующим ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».