Приложение №2 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка» 623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10 тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 03234643657200006200 в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. ЕкатеринбургБИК 016577551л/с 33906000160 УФК по Свердловской области (Финансовое управление) ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника (далее – положение) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 30 «Ёлочка» разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации") (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3); Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-педагогической комиссии» (ППк); Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", (далее – Правила), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28(зарегистрировано Министерством юстиции РФ 18. 12.2020г., регистрационный № 61573); Уставом Учреждения от 22 декабря 2015 г.; Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №30». 1.2. Настоящее положение определяет содержание, порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее – ИОМ) в МАДОУ «Детский сад №30». 1.3. Под ИОМ Учреждения понимается перечень и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающий освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, прежде всего, детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. 1.4. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном ФГОС дошкольного образования соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СП - 2.4.3648-20. 1.5. ИОМ определяет специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), рекомендаций областной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК) психолого-педагогического консилиума (ППк) МАДОУ «Детский сад №30». комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей (законных представителей) с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. Индивидуальный образовательный маршрут направлен: на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ) по образовательным программам определенного уровня образования и реальным возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. 1.6. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования; для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; для детей с высоким интеллектуальным уровнем развитием. 1.7. ИОМ воспитанника с ОВЗ является составной частью АООП для детей с ОВЗ и призван: обеспечить учет индивидуальных особенностей образования детей с ОВЗ; обеспечить освоение детьми с ОВЗ АООП при наличии у них трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; создать благоприятные условия развития детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. (При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими АООП, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида). ИОМ воспитанника групп общеразвивающей направленности Учреждения разрабатывается по результатам педагогической диагностики личностного развития с целью индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития, т.е. для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности). 1.8. Положение рассматривается и принимается на Педагогическом Совете ДОУ. 1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 1.10.Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. II. Цели и задачи Положения 2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в Учреждении на обучение по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья. 2.2. Задачи настоящего Положения: определение основных организационных механизмов, реализуемых в Учреждении для обучения воспитанников по индивидуальному образовательному маршруту; обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО; определение ответственности педагогических работников Учреждения при обучении воспитанников по индивидуальному образовательному маршруту. III. Разработчики и участники реализации индивидуального образовательного маршрута 3.1. ИОМ разрабатывается: по результатам педагогической диагностики воспитателями групп общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленностей ; по результатам комплексного обследования специалистами Учреждения (педагогомпсихологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) и воспитателями групп компенсирующей направленности (Приложение 1). При необходимости к разработке ИОМ воспитанника Учреждения привлекаются музыкальные руководители, инструктора по физической культуре и др. 3.2. Координацию работы педагогов по разработке и реализации ИОМ осуществляет председатель психолого-педагогического консилиума (далее по тексту – ППк) МАДОУ «Детский сад №30» и старший воспитатель по воспитательной и методической работе ДОУ. 3.3. Заведующая МАДОУ «Детский сад №30» несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ. IV. Организационные механизмы, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении в целях обучения по индивидуальному образовательному маршруту 4.1.К основным организационным механизмам, реализуемым в Учреждении с целью соблюдения права воспитанников на обучение по индивидуальным образовательным маршрутам относятся: информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту; выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки индивидуального образовательного маршрута; разработка основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО; разработка основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, включающая в качестве механизма её реализации индивидуальные образовательные маршруты; организация обучения по индивидуальному образовательному маршруту в строгом соответствии с требованиями ФГОС ДО; работа внутри педагогического коллектива ДОУ по технологии разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. V. Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального образовательного маршрута 5.1.В дошкольном образовательном учреждении родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением. 5.2. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с: с основной образовательной программой дошкольного образования; с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением проектом ИОМ и условиями его реализации. 5.3. После согласования ИОМ передаётся, ответственному лицу в дошкольном образовательном учреждении за координацию работы по составлению и реализации ИОМ. 5.4. ИОМ утверждается заведующим ДОУ . 5.5. Выбор занятий, форм работы с ребёнком для включения в индивидуальный образовательный маршрут осуществляется с учётом возрастных и личностных особенностей воспитанника. 5.6. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года или в период, определенные настоящим Положением (7 месяцев), должны быть согласованы с заведующим или старшим воспитателем по воспитательной и методической работе. VI. Структура индивидуального образовательного маршрута 6.1. ИОМ включает следующие компоненты: титульный лист, общие сведения о ребенке, информация о специалистах, карта показателей индивидуального развития ребенка, содержание ИОМ, ожидаемые результаты. 6.2. Титульный лист включает полное наименование образовательного учреждения, гриф утверждения руководителем Учреждения, согласование с родителями, адресность (фамилия, имя воспитанника) и срок реализации маршрута. 6.3. Общие сведения о ребенке содержат информацию о родителях ребенка, состоянии его здоровья. 6.4. Информация о специалистах содержат сведения о педагогах Учреждения, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника. 6.5. Карта показателей индивидуального развития ребенка содержит информацию о показателях личностного развития ребенка по результатам педагогической диагностики или комплексного обследования специалистами Учреждения. 6.6. В разделе «Содержание ИОМ» определяются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток в соответствии с его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка; организационно-педагогические условия реализации ИОМ. 6.7. Заключительный раздел ИОМ содержит ожидаемые результаты реализации ИОМ воспитанника. 6.8. Оптимальный временной отрезок, на который рассчитывается ИОМ – 7 месяцев (с октября по апрель) в начале учебного года (за минусом времени, отведенного на адаптацию, педагогическую диагностику или комплексное обследование с внесением крректировки); VII. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление 7.1. Реализация ИОМ в Учреждении является обязательным условием, обеспечения реализации права воспитанников Учреждения на обучение по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и возможностями здоровья; и регулируется настоящим положением. 7.2. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется ответственным лицом (педагогом – психологом) и предоставляется заместителю заведующего по воспитательной и методической работе по окончании реализации индивидуального образовательного маршрута. VIII. Ответственность 8.1. Ответственность за составление и реализацию индивидуального образовательного маршрута несут участники образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством. 8.2. В дошкольном образовательном учреждении приказом заведующей назначается ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 8.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольном образовательном учреждении: обеспечивает: организацию работы в Учреждении по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего, одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с низким уровнем освоения ООП; организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в строгом соответствии с ФГОС ДО; контроль за соответствием индивидуальных образовательных маршрутов федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования; контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов; взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; организацию использования необходимых форм поддержки реализации индивидуальных образовательных маршрутов в Учреждении; организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; анализ работы по вопросам составления и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и представление его результатов на Педагогическом совете Учреждения; руководствуется в своей деятельности: требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования; приказами и распоряжениями заведующей дошкольного образовательного учреждения; уставом дошкольного образовательного учреждения и принятыми в нём локальными нормативными актами; настоящим Положением Приложение 1 к Положению об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника полное название учреждения Утверждено: Заведующий _____________ «__» __________20__ г. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Ф.И. ребенка на 20… – 20… учебный год Пояснительная записка: Ф.И.О: Дата рождения: Возраст: Группа: Дата поступления в ДОУ: Период сопровождение: Семья: Мама: Папа: Группа здоровья, перенесенные заболевания: По результатам ПМПК выявлены следующие особенности: ПМПК рекомендовал: Воспитатели: Ф.И.О. Ф.И.О. Специалисты: Ф.И.О. Ф.И.О. Краткая характеристика: Цель: Задачи: Содержание индивидуального образовательного маршрута Образовательный компонент: Индивидуальный учебный план: Физическая культура помещение на улице Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора Образовательная область "Речевое развитие" Развитие речи Чтение художественной литературы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Лепка Аппликация Прикладное творчество Музыка Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. Итого: Индивидуальные занятия Педагог - психолог Учитель – логопед Учитель -дефектолог Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физ. культуре Коррекционный компонент: Психолого – педагогическое сопровождение п/п Специалист сопровождения Основные направления Режим и формы работы Показатели динамики развития Формы оценки результатов работы Формы работы с родителями (индивидуальный учебный план) Логопедическое сопровождение Коррекционно-образовательные технологии, программы: Инновационные технологии, методы и средства: Здоровьесберегающие технологии: Формы контроля и учета достижений ребенка: Воспитательный компонент: Заключительный раздел Ожидание родителей:. Ожидаемый результат: Заключение и рекомендации: Логопедическое сопровождение Коррекционно-образовательные технологии, программы: - Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой. - Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. - Рабочая программа учителя-логопеда или учителя дефектолога по коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительной логопедической группы. - Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой - Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Инновационные технологии, методы и средства: ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники Здоровьесберегающие технологии: - динамические паузы, - разминку для пальцев, - упражнения для глаз, - дыхательная гимнастика, - релаксационные паузы, - психогимнастика, - музыкотерапию, - пальцевый массаж. Формы контроля и учета достижений ребенка: Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года. Воспитательный компонент: Заключительный раздел Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе. Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ. Заключение и рекомендации: Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка. 2