13. Наше Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10
тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru
ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 03234643657200006200
в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 л/с 33906000160 УФК
по Свердловской области (Финансовое управление)

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года (ст.77),
постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления
детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с
изменениями на 18 сентября 2021 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми
актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками,
способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с
признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его
индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для
одаренных воспитанников, имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и
сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие
интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных
способностей.
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав
одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из
результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является увеличение
участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:

более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;

доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и
средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание
благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения
усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
 выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности воспитанников;
 составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
 работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
 использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
 отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и
свободной деятельности детей;
 организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
 поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и
планам на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
 принцип расширения образовательного пространства;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип развивающего обучения;
 принцип опережающего обучения;
 принцип комфортности в любой деятельности;
 принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
 принцип добровольности;
 принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:
 администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель
заведующего, старший воспитатель);
 воспитатели;
 специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической
культуре);
 воспитанники;
 родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:
 конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в
соответствии с планом работы);
 проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями);
 творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;

тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:


Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта
работы с одаренными детьми
Тематический контроль

Периодичность
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год, итоговый педсовет
По годовому плану

3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению
одарённых воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее
выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:
 создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему
конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
 создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
 мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:
 организация
конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;
 создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
 участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками;
 активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными
воспитанниками;
 развитие проектной деятельности воспитанников;
 подготовке материалов для сайта ДОУ;
 привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников:
 проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с
одарёнными воспитанниками;
 создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских
объединений, форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:
 организация мастер-классов;
 тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения
развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
 создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
 организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
 организация проектной деятельности с воспитанниками;
 организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
 совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
 поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.

3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
 педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
 помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных
воспитанников;
 проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:
 тематические конкурсы, выставки;
 проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих с
одаренными детьми:
 для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие
в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об
успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и отдела образования;
 одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами,
награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного
образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях
различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
 беседы с родительской общественностью;
 беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов),
индивидуальных предприятий.
4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
 конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
 музыкальные шоу;
 спортивные соревнования;
 викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего дошкольным образовательным учреждением
входит:
 планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности;
 материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
воспитанниками.
4.2. Функции заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе:
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и
планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе с одаренными
детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной
деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией
данного Положения организация и проведение семинаров по работе с одарёнными
детьми;
 подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
 помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
 оформление нормативной документации;
 планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов и т. п.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256

4.3. Функции старшего воспитателя:
 планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с
одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией
данного Положения;
 руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
 организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
воспитанниками;
 координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
 помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
воспитанников;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
 подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
 сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы
по данной проблеме;
 подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками;
 определение критериев эффективности работы;
 оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в
методическом кабинете;
 размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на
сайте ДОУ.
4.4. Функции педагогов:
 выявление одаренных воспитанников;
 мониторинг
развития одаренных воспитанников производится через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.),
наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и
анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
 корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого,
исследовательского уровней;
 организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
 подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
 оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде творческого
отчета для предъявления на Педсовете;
 создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
 консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по
вопросам развития способности их детей.
4.5. Функции узких специалистов:
 выявление одаренных детей;
 заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей
(сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные
своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей);
 планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
 предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с
одаренными воспитанниками.
5. Направления работы с одарёнными воспитанниками
5.1. Работа с воспитанниками:
 работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий,
участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского
творчества, викторин, спортивных соревнований;

работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование
исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:
 повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения
педагогического опыта;
 работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах),
индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями):
 работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников
проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной
информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах;
 за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по учебновоспитательной работе, воспитатели.


Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256

6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным,
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».