Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка» 623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10 тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 03234643657200006200 в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 л/с 33906000160 УФК по Свердловской области (Финансовое управление) ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года (ст.77), постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 18 сентября 2021 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Данное Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников, имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. 1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является увеличение участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. 1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления; доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ. 1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи: выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности воспитанников; составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников; работа воспитателей по индивидуальным маршрутам; использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной деятельности детей; организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей; поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты. 1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год. 1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации 2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы: принцип расширения образовательного пространства; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип развивающего обучения; принцип опережающего обучения; принцип комфортности в любой деятельности; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей воспитанников; принцип добровольности; принцип создания ситуации успеха и уверенности. 2.2. Участниками реализации данного Положения являются: администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель); воспитатели; специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре); воспитанники; родители (законные представители) воспитанников. 2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения: конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в соответствии с планом работы); проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями (законными представителями); творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми; тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ). 2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду: Формы Конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. Проектная деятельность воспитанников совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми Тематический контроль Периодичность По годовому плану По годовому плану 1 раз в год, итоговый педсовет По годовому плану 3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых воспитанников 3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников: создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста; создание информационных данных по одаренным воспитанникам; мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме. 3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками: организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными учреждениями; создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками; активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными воспитанниками; развитие проектной деятельности воспитанников; подготовке материалов для сайта ДОУ; привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми. 3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников: проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными воспитанниками; создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских объединений, форм массовой работы и др.). 3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными воспитанниками: организация мастер-классов; тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития одаренного ребенка. 3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное образование; организация в ДОУ дополнительных образовательных программ; организация проектной деятельности с воспитанниками; организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях. 3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей: совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных представителей); поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ. 3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников: педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов; помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных воспитанников; проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их личности, социально-психологическую адаптацию. 3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга: тематические конкурсы, выставки; проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в конкурсах. 3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих с одаренными детьми: для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и отдела образования; одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ. 3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей: беседы с родительской общественностью; беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов), индивидуальных предприятий. 4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками 4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ. 4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками: конкурсы – выставки детского творчества разной тематики; музыкальные шоу; спортивные соревнования; викторины, интеллектуальные игры и др. 4.3. В функциональные обязанности заведующего дошкольным образовательным учреждением входит: планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной деятельности; материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными воспитанниками. 4.2. Функции заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе: регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности; регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией данного Положения организация и проведение семинаров по работе с одарёнными детьми; подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников; помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей; сбор информационных данных по одарённым детям; оформление нормативной документации; планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров, интеллектуальных марафонов и т. п. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256 4.3. Функции старшего воспитателя: планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности; регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией данного Положения; руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными воспитанниками; координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми; помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых воспитанников; сбор информационных данных по одарённым детям; подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников; сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме; подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками; определение критериев эффективности работы; оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом кабинете; размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте ДОУ. 4.4. Функции педагогов: выявление одаренных воспитанников; мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов; корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней; организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками; подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам; оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде творческого отчета для предъявления на Педсовете; создание картотеки материалов повышенного уровня сложности; консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по вопросам развития способности их детей. 4.5. Функции узких специалистов: выявление одаренных детей; заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей); планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками; предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с одаренными воспитанниками. 5. Направления работы с одарёнными воспитанниками 5.1. Работа с воспитанниками: работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований; работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий. 5.2. Работа с кадрами: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта; работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций). 5.3. Работа с родителями (законными представителями): работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах; за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по учебновоспитательной работе, воспитатели. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.