10.Наше Положение об организации инклюзивного обучения в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10
тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru
ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 03234643657200006200
в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 л/с 33906000160
УФК по Свердловской области (Финансовое управление)

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля
2022 года, Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» с изменениями на 28 июня 2021 года, Федеральным
законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» с изменениями на 11 июня 2021 года, приказом Минпросвещения Российской
Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом
дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения.
1.2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ определяет цели,
задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень документов инклюзивного
образования в детском саду, а также устанавливает состав участников и их обязанности.
1.3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к
образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении.
1.4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов создаются необходимые условия:
 для получения без дискриминации качественного образования;
 для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
 для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических

подходов, методов и способов общения наиболее подходящие и в максимальной
степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности для социального развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья предоставляются бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
• разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для
воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения;
• обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными
возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития,
социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
• создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в
ДОУ;
• создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования социальных навыков и компетенций;
• формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
• формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов,
форм и методов обучения.
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения:
• полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие
образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также
могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
• частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии;
• внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные возможности
здоровья проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и
посещают внеклассные мероприятия, кружки и др. по согласованию с родителями
(законными представителями).
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
• принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из
воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития
ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и
осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника;
• принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными

•

•
•
•
•

возможностями здоровья;
принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников
необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного
взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку
развивать свои потенциальные способности;
принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств
обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для
составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка;
принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания
детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными
представителями) воспитанников используют для установления доверительных
отношений, направленных на поддержку ребенка;
принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.

4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения
образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в
себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными
возможностями здоровья.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной
основной образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
 заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка
по адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1);
 заключение
психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
 справка
медико-социальной
экспертизы,
подтверждающей
статус
«ребенок-инвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
• предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и
запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение
договора между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников;
• диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов
воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического
обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа
выносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности
обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
• основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями
воспитанников с ОВЗ.

4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в специально
организованных группах компенсирующей и комбинированной направленности
(общеразвивающей направленности).
4.6. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие:
• общее недоразвитие речи (1, 2, 3, 4 уровни речевого развития);
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
• фонетическое недоразвитие речи;
• нарушение звукопроизношения - фонетический дефект;
• заикание, и другие категории воспитанников с ОВЗ и дети-инвалиды, с нарушениями
речевого развития.
4.7. Количество воспитанников в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:
• для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в
возрасте старше 3 лет;
• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 воспитанников в
возрасте старше 3 лет;
• для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3
лет;
• для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
• для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3
лет;
• для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет
и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
• для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
• для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3
лет;
• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте
старше 3 лет;
• для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных
групп;
• для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями
развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
4.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
• в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными
возможностями здоровья;
• в возрасте старше 3 лет, в том числе:
• не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или
детей со сложным дефектом;
• не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и
(или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые
нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
• не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития,
детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
4.9. Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с
учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и
физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной
наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.

4.10. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается
смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при
объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность
адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их
одновременной реализации в одной группе.
4.11. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу
оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени
пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный
график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).
4.12. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в
дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть
применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.13. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
• по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);
• по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
• по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и
социальной помощи;
• по
привлечению
родителей
(законных
представителей)
в
коррекционно-педагогическую деятельность.
4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной основной
образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ,
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк).
4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
4.17. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с годовым
планом ДОУ.
4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации
тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.
4.20. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу,
формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников
инклюзивного обучения в ДОУ.
4.21. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии
с установленными требованиями СанПиН.
4.22. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ПМПк дошкольного
образовательного учреждения.

4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ПМПк
(психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе
(общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
детьми:
 беседы и чтение художественной литературы;
 моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
 индивидуальные занятия со специалистами;
 активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений
работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей,
включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия,
консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,
обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая
поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:
 индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
 график индивидуальных занятий;
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
 комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий;
индивидуальный план коррекционной работы;
 график индивидуальных занятий;
 журнал взаимодействия с воспитателями;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
 планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
 расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
 индивидуальный план коррекционной работы;
 лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и
педагогических работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях
психолого-педагогического консилиума.

7. Участники инклюзивного образования в детском саду
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
являются:
• ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
• родители (законные представители) воспитанников;
• учитель-логопед;
• воспитатели;
• педагог-психолог;
• учитель-дефектолог;
• тьютор.
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей,
содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы
детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с
материалами и характером коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике
детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей)
по вопросам дальнейшего обучения.
7.5.
Основным,
ведущим
специалистом,
проводящим
и
координирующим
коррекционно-образовательную работу в группе детей с ОВЗ, является учитель-логопед.
7.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому
заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
 проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
 принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
 анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
 осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с
ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
 организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
 взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и
их семей;
 осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с
ОВЗ;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям,
не имеющим отношения к реализации АООП;
 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые
установлены федеральными законами.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4309

9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном

образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 1
Заявление
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной образовательной программе

Я, _____________________________________________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

проживающая (ий) по адресу ____________________________________________________
прошу оказать помощь моему ребенку____________________________________________
_____________________________________________________________________________,
Ф.И.О. ребенка, дата, рождения

испытывающему трудности в освоении образовательной программы ДОУ, развитии и
социальной адаптации.
Руководствуясь ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (коллегиальное заключение от «____» _______________ 202___ года № ______
протокола), заявляю о согласии на обучение моего ребёнка по адаптированной основной
образовательной программе для детей в ________________________________________________
___________________________________________________________________________________
(наименование дошкольного образовательного учреждения)

в условиях инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности.
Приложение: коллегиальное заключение ТПМПК.

«_____» ____________ 202__ г.

_____________ ________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».