Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка» 623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10 тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 03234643657200006200 в УРАЛЬСКОМ ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 016577551 л/с 33906000160 УФК по Свердловской области (Финансовое управление ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ с изменениями на 11 июня 2021 года, письмом Минобразования Российской Федерации от 16.01.2002 года №03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольных учреждений. 1.2. Данное Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ регламентирует совместную деятельность специалистов дошкольного образовательного учреждения в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных), используя основные направления коррекционно-развивающей работы для установления личностноориентированных форм общения с детьми. 1.3. Положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов ДОУ с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 1.4. Логопедическая помощь специалистов детского сада осуществляется при тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанника, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционно-образовательной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями. 1.5. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (см. Приложения 1 и 2). 1.6. Логопедическая помощь оказывается специалистами дошкольного образовательного учреждения любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ. 1.7. Логопедическая диагностика специалистами ДОУ осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 2. Направления работы с учетом контингента воспитанников ДОУ с нарушенным развитием 2.1. Работа специалистов дошкольного образовательного учреждения с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, подразделяется на следующие направления: • консультативная работа; • информационно-просветительская работа; • коррекционно-образовательная. 2.2. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушенным развитием и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, включает в себя консультирование специалистами дошкольного образовательного учреждения. 2.3. Консультативная работа включает: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушенным развитием, единых для всех участников образовательной деятельности; • консультирование специалистов ДОУ по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками; • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушенным развитием. 2.4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для детей с нарушенным развитием. Осуществляется специалистами, руководителями детского сада. 2.5. Информационно-просветительская работа предусматривает: • различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные участникам образовательной деятельности – родителям (законным представителям), педагогическим работникам. 2.6. Коррекционно-образовательная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушенным развитием в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. 3. Коррекционно-образовательная деятельность в ДОУ 3.1. Коррекционно-образовательная работа (далее – КОР) специалистов детского сада осуществляется на основе диагностического, профилактического, коррекционноразвивающего аспектов обследования, обеспечивающих непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями. 3.2. Коррекционно-образовательная работа включает: • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ (методик) и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; • социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 3.3. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется программами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителемдефектологом, тьютором. 3.4. Учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов в расписании непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации. 3.5. Система коррекционно-образовательной работы предусматривает: • проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ, которая помогает выявить уровень и навыки воспитанников с речевой патологией и построить коррекционно-развивающую деятельность с учётом личностно-ориентированного подхода; • проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные); • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие воспитанника; • отработку механизма взаимодействия педагогов (учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов. 3.6. Содержание коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении с воспитанниками определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПк), результатов логопедической диагностики и обеспечивает: • выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии; • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк); • возможность освоения детьми с отклоняющимся развитием основной образовательной программы дошкольного образования, индивидуальной коррекционно-развивающей программы. 3.7. Логопедические занятия, осуществляющие коррекционно-развивающую работу, должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. 3.8. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.9. Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов». 3.10. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий коррекционноразвивающей работы: • для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); • для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); • для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением. 3.11. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.12. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: • для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; • для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; • для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; • для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; • для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.13. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет: • с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до 60 часов); • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60 часов; • с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено. 3.14. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991 3.15. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий коррекционноразвивающей работы, который является финансовым документом. 3.16. Ответственность за посещение логопедических занятий воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением. 3.17. На логопедические занятия также зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи: • общее недоразвитие речи (ОНР); • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); • фонематическое недоразвитие речи (ФНР); • фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); • дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием; • нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. 3.18. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). 3.19. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы (см. Приложения 3, 4). 3.20. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачамиспециалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию. 3.21. Основной формой проведения занятий являются групповые. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек. 3.22. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта: • с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек; • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек; • с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5 человек; • с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек; • с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек; • минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника. 4. Участники коррекционно-образовательной деятельности 4.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители) воспитанника, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-дефектолог, тьютор. 4.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического, физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её недостатков. 4.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения. 4.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. 4.5. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 4.6. Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе, является учитель-логопед. 4.7. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно: • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения; • исправление ошибок в речи воспитанников; • стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью; • обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов; • развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни; • консультирование родителей (законных представителей); • обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников. 5. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя 5.1. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования воспитанников, обращает их внимание на особенности речевого развития. 5.2. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач коррекционно-образовательной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия. 5.3. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки воспитанников – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. 5.4. Речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для воспитанников с речевой патологией. 5.5. Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях. 5.6. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков. 5.7. Воспитателю рекомендуется: • формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умения во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать воспитанникам разнообразие впечатлений; • сочетать все виды деятельности детей с развитием речи; • вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием учителя-логопеда и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные воспитанниками на занятиях; • уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсии. 5.8. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться: • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями; • проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений; • логопедизация режимных моментов и занятий; • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики; • • • • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественнотворческой деятельности, интегрируя логопедические цели; создание в группе условий, способствующих активизации речи детей; систематический контроль за речью воспитанников не только во время занятий, но и в режимные моменты; объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям (законным представителям) для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики. 6. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя 6.1. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с учителем-логопедом проводит логоритмические занятия. 6.2. На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис (способность выполнять ряд заученных движений в определенной последовательности, ведущей к достижению намеченной цели, организуемых взаимодействием вторичных и третичных зон ряда областей коры, у правшей преимущественно левого полушария головного мозга), артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). 6.3. В процессе совместной работы могут использоваться: • музыкальные произведения различных жанров; • логоритмические упражнения; • упражнения на развитие координацию движений; • игры и упражнения на развитие дыхания; • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность); • упражнения на развитие мимических движений. 7. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре 7.1. Обследование воспитанников, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений. 7.2. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре: • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания); • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук); • расширение и обогащение лексического запаса. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4260 8. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога 8.1. Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов: • достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности воспитанников; • хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая пространственная ориентировка; • эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в работе, проявлять волевые усилия для достижения успеха. 8.2. Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа и позволяет: • развить познавательную активность воспитанника; • обогатить словарь; • усвоить лексико-грамматические категории; • корригировать психические процессы; • развить монологическую и диалогическую речь; • корригировать моторные функции; • развить творческие способности. 8.3. Совместно с дефектологом учитель-логопед осуществляет: • разработку адаптированных программ; • подготовку и проведение мастер-классов, семинаров, тренингов для педагогов ДОУ; • организацию родительского сообщества «Школы для родителей»; • организацию психолого-педагогического консилиума; • интегрированные логопедические занятия. 9. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и тьютора 9.1. Взаимодействие учителя-логопеда и тьютора осуществляется в трех направлениях: • в процессе воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями; • в процессе социализации воспитанника; • в процессе работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. 9.2. Одной из основных форм взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в образовательной деятельности является индивидуальная помощь воспитаннику с органичеными возможностями. 9.3. Основная задача учителя-логопеда и тьютора в процессе воспитания и обучения – помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в формировании основ познавательной и образовательной деятельности. 10. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) 10.1. Работу по взаимодействию ДОУ и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года. 10.2. Целью взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) является: • объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; • сформировать у родителей (законных представителей) желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; • уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам); • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 10.3. Непрерывная связь с родителями (законными представителями) осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя: • анкетирования, опросы; • родительские собрания; • мастер-классы, семинары практикумы; • индивидуальные и групповые встречи, консультации, «пятиминутки»; • просмотры занятий; • размещение стендовых консультаций; • • • домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями; организация родительского сообщества «Школа для родителей»; обмен с родителями видео роликами о динамике развития и достижениях ребенка, размещение актуальной информации лично в социальных сетях. 11. Распределение обязанностей между специалистами ДОУ 11.1. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения: • является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком; • осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе; • планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию воспитанников с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ; • консультирует воспитателей, музыкального руководителя по вопросам организации коррекционно-образовательной деятельности и взаимодействия всех детей группы; • помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий; • своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников; • определяет уровень и структуру дефекта; • проводит курс коррекции речевых недостатков; • способствует всестороннему развитию речи; • координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; • проводит совместные занятия с другими специалистами; • способствует формированию общей культуры личности, социализации; • обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; • строго соблюдает принципы педагогической этики; • выполняет распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения; • выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; • обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности; • осуществляет систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещает занятия с целью выработки правильного речевого режима в группе. 12.2. Учитель-логопед ведет необходимую документацию: • речевую карту на каждого воспитанника, план организации совместной деятельности всех специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения; • планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий; • тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре); • тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями; • в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы; • проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими нарушения в речевом развитии; • распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей. 12.3. Воспитатель логопедической группы: • закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе; • обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников; • планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит образовательные занятия со всей группой детей; • планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; • создаёт доброжелательную обстановку в группе; • соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями; • закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях; • обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов; • развивает психические процессы и мелкую моторику рук; • консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье; • ведёт работу с родителями (законными представителями) по популяризации логопедических знаний. 12.3. Воспитатель ДОУ ведёт необходимую документацию: • планы (перспективные и календарные фронтальных занятий); • тетради взаимосвязи со специалистами детского сада; • в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-образовательной деятельности. 12.4. Музыкальный руководитель: • развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмикомелодическую сторону, силу, высоту, тембр голоса; • формирует певческое и речевое дыхание; • обогащает словарь детей по лексическим темам; • развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах; • участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; • осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует досуг; • проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; • развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников; • взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.; • консультирует родителей (законных представителей) и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств. 12.4. Музыкальный руководитель ведёт соответствующую документацию: • планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми; • план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.; • аналитический отчет о результатах работы за год. 12.5. Инструктор по физической культуре: • обеспечивает физическое развитие всех воспитанников; • планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; • создаёт доброжелательную обстановку на занятиях; • соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями; • закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях; • обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций учителя-логопеда; • развивает психические процессы и мелкую моторику рук; • консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье; • ведёт работу с родителями. 12.6. Инструктор по физической культуре ведёт необходимую документацию: • планы (перспективные и календарные фронтальных занятий); • тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп, учителем-логопедом; • в конце учебного года участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы; • план организации и проведения совместной деятельности детей на физкультурных занятиях, спортивных мероприятиях, досугах, праздниках и т.п.; • аналитический отчет о результатах работы за год. 12.7. Педагог-психолог: • участвует в разработке индивидуальной программы развития для каждого воспитанника; • проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую работу; • оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка; • внедряет в практику методы психолого-лекционной работы с воспитанниками, имеющими недоразвитие речи. 12.8. Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения: • проводит углубленную диагностику развития познавательной деятельности воспитанника; • прослеживает динамику развития воспитанников; • определяет оценку интеллектуальной готовности к обучению в общеобразовательной организации; • способствует формированию у педагогического коллектива и родителей (законных представителей) информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды; • контролирует качество проведения коррекционно-образовательной работы педагогов с детьми. 12.9. Основными обязанностями тьютора являются: • ведение базы данных воспитанников с ОВЗ; • проведение контроля за разработкой индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов; • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательной деятельности; • осуществление педагогической поддержки воспитанников в проявлении ими образовательных потребностей, интересов; • взаимодействие с педагогами с целью реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ; • проведение работы по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов воспитанников с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4260 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение помещения для логопедических занятий 13.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен. 13.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. 13.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. 13.4. Зону коррекционно-развивающих занятий – оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. 13.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. 13.6. Логопедическое помещение финансируется дошкольным образовательным учреждением, на базе которого он создан. 14. Заключительные положения 14.1. Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 14.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 14.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1 настоящего Положения. 14.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Шаблон согласия родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедической диагностики ребенка Заведующему дошкольным образовательным учреждением Согласие родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедической диагностики ребенка Я, ________________________________________________________________________, ФИО родителя (законного представителя) воспитанника являясь родителем (законным представителем) __________________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается ребенок, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. "__" ____________ 202_ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение 2 Шаблон заявления родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедических занятий с ребенком Заведующему дошкольным образовательным учреждением ___________________________ ФИО родителя (законного представителя) заявление. Я, ________________________________________________________________________, ФИО родителя (законного представителя) воспитанника ___________________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) __________________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается ребенок, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). "__" ____________ 202__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение 3 Речевая карта (3-7 лет) (для логопедических занятий в ДОУ) Анкетные данные Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________ Дата рождения_______________________________________________________________________ Домашний адрес_________________________________________________________________ Номер ДОУ_____________________________________________________________________ Номер группы___________________________________________________________________ Дата зачисления на логопедические занятия_________________________________________ Диагноз________________________________________________________________________ Сведения о родителях Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)_______________________________________________ _______________________________________________________________________________ Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_______________________________________________ _______________________________________________________________________________ Общий анамнез Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания_________ _______________________________________________________________________________ Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)______________________ Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет________________________________________ _______________________________________________________________________________ Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) _____________________________ Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть) Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы) Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения (нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти) Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель, раздвоенное Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка Примечания: _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Объективные данные о состоянии здоровья Неврологический статус (невропатолог) ____________________________________________ Состояние слуха (отоларинголог) __________________________________________________ Состояние зрения (окулист) _______________________________________________________ Состояние интеллекта (психоневролог)_____________________________________________ Общее состояние здоровья (педиатр)_______________________________________________ Общее развитие ребенка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, не соответствует возрасту. Приложение 4 Результаты логопедического обследования А 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 Каждый год обозначается определённым цветом, что даёт возможность проследить улучшение или ухудшение речи каждого конкретного ребёнка. - первый год обучения - второй год обучения - третий год обучения А – уровни В– 1. фонематический слух 2. фонематический анализ 3. фонематический синтез 4. фонематические представления 5. слоговая структура слова 6. грамматический строй речи 7. словарный запас 8. связная речь В Логопедическое обследование Звукопроизношение 1 год обучения Свистящие Шипящие Сонорные Другие звуки Фонематический слух Воспроизведение слоговых рядов Па-та-на Та-та-тя Па-ба-па Га-ка-га Да-да-та Воспроизведение слов - паронимов Суп-зуб Кости-гости Уточка-удочка Бочка-почка Крыша-крыса Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 Фонематический анализ Выделение звука в начале слова Аист Облако Утка Суп Кот Выделение последнего звука в слове Мак Стул Луна Шары Кот Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 Фонематический синтез Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности [м]; [а]; [к] [д]; [о]; [м] [р]; [у]; [к]; [а] [к]; [а]; [ш]; [а] [у]; [з]; [о]; [р] 2 год обучения 3 год обучения Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности [с]; [к]; [о]: [о] ; [ к] ;[т]: [н]; [с]; [о]: [а]; [м]; [м]; [а]: [а]; [п]; [а]; [п]: Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 Фонематические представления Подобрать слово на заданный звук [с] [з] [ш] [ж] [р] Отобрать картинки с заданным звуком [ц] [ч] [л] [щ] [р] Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 Слоговая структура слова Произношение слов сложного слогового состава Аквариум Водопроводчик Милиционер Сковорода Велосипед Произношение предложений Водопроводчик чинит водопровод. Птенчик весело щебечет. Экскурсовод проводит экскурсию. Велосипедист едет по тротуару. Милиционер регулирует движение. Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 Грамматический строй речи 1.Словоизменение Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч. ухо стул дерево рот гнездо – Изменение по падежам ( род. п. мн.ч.) Книги (много чего?) Рты Стулья Яйца – Карандаши – Согласование числительных 2 и 5 с существительными: яблоко гнездо тетрадь апельсин карандаш 2. Словообразование Уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных ухо ковёр гнездо белый мягкий – Образование прилагательных от существительных дом из кирпича – ваза из стекла – лопата из железа – сок из моркови – гора из снега – Образование глаголов движения с помощью приставок ходить плыть летать ехать бежать Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 Словарный запас Назвать по восприятию Брови Локоть Подбородок Плечо Затылок Назвать детёнышей У собаки – У лошади – У свиньи – У ежихи У курицы – Антонимы ДлиннаяБольшой – Чистая Узкая – Тишина Обобщающие понятия Обувь – Овощи – Фрукты – Мебель – Транспорт – Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 Связная речь Разговорно-описательная беседа Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Кто работает в твоей семье? А кто учится? Есть ли у тебя брат (сестра)? Помогаешь ли ты взрослым дома? С кем ты дружишь в детском саду? Какая у тебя любимая сказка? О чём она? Чем ты больше всего любишь заниматься? Рассказ по сюжетной картинке Рассказ по серии сюжетных картинок Пересказ Уровни Высокий-5 Достаточный-4 Средний-3 Критический-2 Недопустимый -1 1 год обучения Заключение 2 год обучения 3 год обучения Диагноз Речевая карта (для логопедических занятий) В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями. Критерии для определения уровня выполнения задания Высокий – ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли. Достаточный – ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого. Средний – не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно. Критический – все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Недопустимый – затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно. Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме, которая позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребенка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет учителю-логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционноразвивающей работы.