1.Пояснительная записка 1.1. Нормативные основания составления учебного плана непосредственно образовательной деятельности. Учебный план разработан в соответствии со следующими нормативными и правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; Прикаа Управления образования Администрации Режевского городского округа № 129/1/0107 от 27.05.2020 года «Об открытии группы компенсирующего вида для воспитанников с ОВЗ» Локальными актами: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития(ТМНР) Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи(ТНР) Устав МАДОУ «Детский сад №30» 1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана. Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности (далее по тексту НОД). Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования. 3. Реализация выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. Объем содержания обязательной части образовательной программы определен с учетом учебно-методической документации: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 Объём части, формируемой участниками образовательных отношений, определен с учетом набором авторских, парциальных программ и технологий, направленных на развитие детей в образовательных областях. Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы, учитывает соотношение частей ООП ДО (основной части и части формируемой участниками отношений). При соблюдении требований к условиям реализации ОП настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Содержание данных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по пяти взаимодополняющих образовательных областей. Учебный год по основной образовательной программе начинается с 1 сентября 2020 г. и заканчивается 31 мая 2021г. В середине года для воспитанников организуются каникулы с 04.01.2021 по 10.01.2021. В 2020-2021 г. в МАДОУ «Детский сад № 30» функционирует 6 групп, из них 2 группы компенсирующей направленности: Младшая группа - 3-4 года; Средняя группа - 4-5 лет; Старшая группа - 5-6 лет; 1 подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР – 6-7 лет; 2 подготовительная к школе группа - 6-7 лет; Группа компенсирующего вида для воспитанников с ОВЗ (ТМНР) – 4-7 лет. 1.3. Характеристика структуры учебного плана МАДОУ «Детский сад №30» использует в образовательной деятельности материальнотехническое оснащение инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 Методическое обеспечение программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание». Учебный план является документом, который определяет перечень, трудоемкость, распределение видов деятельности, входит в учебно-методическую документацию, определяющую объем и содержание образования определенного уровня и направленности, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг, соответствующих его возрасту. В структуре учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ДО выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение содержания программы дошкольного образования, часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40% . Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» распределено с учетом возрастных особенностей детей. Данное содержание реализуется как в обязательной части, так и части, формируемой участниками образовательного процесса, во всех видах деятельности соответственно возрасту детей и отражено в календарном планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение НОД с учетом возрастных особенностей развития дошкольников, используя разные формы работы и виды деятельности. - Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, не регламентируется количество занятий с детьми в дошкольном учреждении; регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки: (СанПиН 2.4.1.3049-13, раздел ХI,п.11.9, 11.10,11.11, 11.12): для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 и 20 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на НОД, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами НОД не менее 10-15минут. НОД с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с детьми с 3 до 7 лет (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МАДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению ДОУ. Образовательная деятельность по коррекции речи проводится учителем-логопедом в подготовительной группе 2 занятия в неделю. - Учитель-дефектолог оказывает психолого-педагогическое сопровождение учебновоспитательного процесса, проводит индивидуальные и групповые развивающие занятия, которые строятся с учетом ведущего нарушения в познавательной и личностной сфере. Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога не входит в учебный план, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики и по заявкам педагогов групп и родителей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Деятельность проводится малыми подгруппами или индивидуально и выводится за пределы учебного плана. Подгруппы формируются на основе анализа диагностических данных, на основе сходства проблем. Такие временные группы функционируют ограниченный срок (2 - 5 месяцев), предусмотренный разработанной программой психологической коррекции. Деятельность педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции детской деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. Психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленно на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности. Один раз в неделю для детей круглогодично организуется НОД по физическому развитию на открытом воздухе. На период пандемии рекомендовано все занятия по физической культуре проводить на свежем воздухе на основании методических рекомендаций МР 3.1/2.4.0178/1-20 по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Занятия по физической культуре проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, отражает расширение образовательных областей для воспитанников с учетом потребностей детей и возможностей учреждения. Парциальные программы являются дополнением к учебнометодическому комплекту примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. В данную часть включены следующие программы: - программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», под редакцией Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой; - примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Авторы-составители: Шатова Анна Демьяновна, Аксенова Юлия, Кириллов Иван, Давыдова Валентина Евгеньевна, Мищенко Ирина Сергеевна -программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. - программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. -программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. - региональные методические рекомендации «Мы живем на Урале» под редакцией Толстиковой О.В., Савельевой О.А. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом дошкольного образовательного учреждения, решением Педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 30» (протокол №1 от 28.08.2018г.) и в целях организации и проведения дополнительного образования с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет в детском саду предоставляются дополнительные образовательные услуги в 2020-2021 учебном году в части формируемой участниками образовательных отношений по следующим направлениям: № Направление 1. 2. 3 4 Социальнокоммуникативное (ОБЖ) Познавательное Познавательное (экономическое воспитание дошкольников, формирование предпосылок финансовой грамотности Физическое развитие (коррекция плоскостопия) Тема Возраст «Азбука Младший, средний безопасности» «Мы живем на Урале» «Азбука экономики» Старший дошкольный возраст (старшая группа) Старший дошкольный возраст (подготовительные группы) «Крепыш» По предписанию врача Время проведения 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Индивидуально Дополнительная образовательная деятельность (кружковая работа) реализуется в рамках совместной деятельности воспитателя и детей. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки) проводятся, начиная с младшего возраста соответственно действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для каждой последующей возрастной группы в отведенное время в 1-ую и во 2-ую половину дня, не нарушая отведенного времени на прогулку и дневной сон: - С детьми младшего дошкольного возраста проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут. - С детьми среднего дошкольного возраста не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут. - С детьми шестого года жизни их проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут. - С детьми седьмого года жизни их проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется через учебный план, рассчитанный на 36 рабочих недель. В течение учебного года организуются каникулы в соответствии с календарным учебным графиком, в это время проводятся только занятия эстетического и оздоровительного циклов (музыкальные, спортивные и пр.) В летний оздоровительный цикл проводятся подвижные и спортивные игры, развлечения и пр. Увеличивается продолжительность прогулок. Конструктивные игры с песком и строительным материалом, водой и пр. планируются ежедневно. Еженедельно организуются спортивные и музыкальные праздники и развлечения. Проводится мероприятия экологического характера: экскурсии, наблюдения, детская проектная деятельность и т. д. Дистанционное образование (период самоизоляции) В связи с принятием дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции, на основании Приказа Управления Образования от 31 августа 2020г. №192/01-07 «О внесении изменений и дополнений в приказ от 10.08.2020 №178/01-07 «Об организации образовательной деятельности в 2020/2021 учебном году «Организовать при необходимости в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, осуществляющих деятельность на территории Режевского городского округа, реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиком учебного процесса и индивидуальными учебными планами обучающихся». Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала. Дистанционное образование в МАДОУ «Детский сад №30» заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Педагоги ежедневно разрабатывают содержание обучающей деятельности в соответствии с программой и планом работы. Задача состоит в том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми, обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками, картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в форме обучающих и развивающих занятий. Используется подборка подвижных игр, в которые дети могут поиграть со своими родителями или другими членами семьи. Выполнение творческих заданий предваряется презентацией или фотографиями с пошаговыми этапами выполнения. Структура учебного плана 2020-2021 учебного года предусматривает структуру образовательного процесса для детей с ОВЗ компенсирующего вида. Образовательная деятельность данной группы состоит из 3 блоков: • Первый блок (с 7:00 до 9:00) - включает совместную деятельность воспитателя с детьми и свободную самостоятельную деятельность детей; • Второй блок (с 9:00 до 10:30)- представляет собой непрерывную образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков психического развития обучающихся; • Третий блок (с 15:20 до 17:30)- представляет собой коррекционно-развивающую деятельность детей со взрослыми. Учебный план разработан на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), обеспечивая выполнение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В учебном плане учитываются: • Объем непрерывной образовательной деятельности в неделю, в год; • продолжительность периодов непрерывной образовательной деятельности; • количество периодов непрерывной образовательной деятельности в течение дня; • распределение периодов непрерывной образовательной деятельности в течение дня; • перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности; • образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной образовательной деятельности. Образовательные области реализуются как в обязательной части Образовательной программы, так в части, формируемой участниками образовательных отношений, и в других видах детской деятельности. Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями; СанПиН 2.4.1.3049-13 №26 от 15.05.2013 г.) с изменениями и дополнениями. В группе компенсирующего вида для воспитанников с ОВЗ ежедневно проводится не более четырех занятий: 2-3 в утреннее время и 1-2 после сна длительностью от 20 до 30 мин. Перерывы между занятиями не менее 10 мин. Согласно методики выполнения физкультурных минуток в процессе образовательной деятельности физкультурные минутки средней группы (4-5 лет), их продолжительность 1,5-2 минут проводятся для начиная со предупреждения переутомления детей. С этой целью занятия, требующие умственного напряжения, чередуются с занятиями подвижного характера. Формы организации непрерывной образовательной деятельности: - малая подгруппа; - индивидуальная. Непрерывная образовательная деятельность по музыкальному и физическому развитию организуется со всей группой. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. В летний период исключаются виды детской деятельности с повышенной интеллектуальной нагрузкой. Распределение общего объема нагрузки в течение дня и недели по освоению учебного плана представлено в таблице . 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «ЁЛОЧКА» Часть учебного плана Базовый вид деятельности. Обязательная часть Образовательная область/Вид деятельности Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю Младшая Средняя группа Старшая Подготовительна группа группа я группа Группа компенсирующего вида для воспитанников с ОВЗ ООП ДО МАДОУ «Детский сад №30» АООП ДО МАДОУ «Детский сад №30» 1.Физическое развитие Физкультура 3 занятия в неделю, одно из которых проводится на улице/ 108 в год 3 занятия в неделю, одно из которых проводится на улице/ 108 в год 3 занятия в неделю, одно из которых проводится на улице /108 в год 3 занятия в неделю, одно из которых проводится на улице/ 108 в год 3 занятия в неделю, одно из которых проводится на улице/ 108 в год 2. Социально-коммуникативное развитие/*** социализация, развитие общения, нравственное воспитание ребенок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности Социально-коммуникативное развитие проводится ежедневно в каждой группе в совместной деятельности со взрослым в игровой деятельности, режимных моментах, при проведении НОД познавательного цикла, при проведении акций, экскурсий. 3.Речевое развитие 3.1.Развитие речи, основы грамотности 2 раза в неделю/ 72 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 3.2 Коррекция речи - - - 4. Познавательное развитие 2 раза в неделю/72 в год - 2 раза в неделю/ 72 в год 4.1.Основы науки и естествознания 4.2.Математическое развитие 1 раз в неделю/ 36 в год 2 раза в неделю / 72 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 2 раза в неделю/ 72 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 2 раза в неделю/ 72 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 2 раза в неделю/ 72 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 5.3. Аппликация 1 раз в 2 недели/ 18 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 5.4. Музыкальная деятельность 2 раза в неделю/ 72 в год 2 раза в неделю/ 72 в год 2 раза в неделю/ 72 в год Всего в неделю 1.«Мы живем на Урале» 2.«Азбука безопасности» 3. «Азбука экономики» 12 10 11 1 раз в неделю/ 36 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 1 раз в 2 недели/ 18 в год 2 раза в неделю/ 72 в год 12 1 1 1 1 Всего в неделю 13 5. Художественно-эстетическое развитие 5.1.Рисование 5.2. Лепка Часть, формируемая участниками образовательны х отношений* 1 раз в 2 недели/ 18 в год 2 раза в неделю/ 72 в год 12 1 11 12 13 13 *Реализуется интегративно через все образовательные области при проведении НОД, в совместной деятельности с детьми, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности. УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «ЁЛОЧКА» ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Часть учебного плана Базовый вид деятельности. Обязательная часть 1. Физическое развитие 2. Социальнокоммуникативное развитие 3. Речевое развитие 4. Познавательное развитие 5. Художественноэстетическое развитие Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Итого Образовательная область/Вид деятельности Группа компенсирующего вида для воспитанников с ОВЗ (ТМНР) Группа компенсирующего вида для воспитанников с ТНР (логопедическая) Физкультура в помещении 2 2 Физкультура на прогулке 1 1 Формирование первичных ценностных представлений Развитие коммуникативных способностей Развитие регуляторных способностей Формирование социальных представлений, умений, навыков Социально-коммуникативное развитие проводится ежедневно в каждой группе в совместной деятельности со взрослым в игровой деятельности, режимных моментах, при проведении НОД познавательного цикла, при проведении акций, экскурсий. Развитие речи 2 2 Сенсорное развитие Формирование элементарных 2 2 математических представлений Ознакомление с окружающим 1 1 миром Рисование 1 1 Лепка Аппликация Музыкальная деятельность «Азбука безопасности» «Азбука экономики» 1 раз в две недели 1 раз в две недели 2 1 1 раз в две недели 1 раз в две недели 2 - 13 1 13 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности № Название деятельности 1 Чтение художественной литературы Конструктивно-модельная деятельность Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов Дежурства Прогулки 2 3 4 5 6 1 2 3 Самостоятельная игра Познавательноисследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Группа раннего Младшая Средняя группа Старшая возраста группа группа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Подготовительная к школе группа ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа 1 2 3 Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)