Лего-конструирование ЛЕГОША

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №30 «Ёлочка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10
тел.: 8 (34364) 3-30-60, e-mail:elochka_30@mail.ru, адрес сайта: http://30rezh.tvoysadik.ru
ИНН 6628009905 КПП 667701001 р/с 40701810800001176228
в УРАЛЬСКИЙ ГУ Банка России г. Екатеринбург БИК 046577001 л/с 30906000160 УФК
по Свердловской области (Финансовое управление)

Согласовано
педагогическим советом
Протокол №1`
от 27 .08.2019г.

Утверждаю
Заведующая
_________ Ермолина Т.М.
Приказ № 215 от 24.08 .2019

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЮ
«

ЛЕГОША»

Направленность: научно-техническая
Возраст обучающихся: 4-7 лет.
Срок обучения 3 года.

Руководитель кружка:
воспитатель: Е. В. Сидорова

2019г

Содержание

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

7

3

Учебно-тематический план

16

4

Содержание программы

23

5

Условия реализации программы

24

6

Система оценки достижений планируемых результатов

25

7

Список литературы

27

Приложение 1
Перспективно тематический план
9 Приложение 2
Картотека дидактических игр
10 Приложение 3
Конструирование из конструкторов LEGO в детском саду
8

28
37
42

11 Приложение 4
47
Консультация для родителей по теме: «Детский конструктор: в чём
его польза и какой конструктор выбрать?»
12 Приложение 5
49
Схемы построек по LEGO-конструированию

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
Основания для
разработки
Программы
дополнительного
образования детей
МАДОУ «Детский
сад №30»
разработана в
соответствии с
нормативноправовыми
документами:

Дополнительная общеразвивающая программапо
LEGO–конструированию «ЛЕГОША»
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст.101)
2. Постановление Правительства Российской
Федерации от15.08. 2013года № 706 « Об
утверждении правил оказания платных
образовательных услуг в сфере образования»
3. Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014№1726-р» Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»
4. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»,
утверждённые постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15.05.2013 № 26
5. Устав МАДОУ «Детский сад №30»

Заказчик
Программы

МАДОУ «Детский сад №30», родители (законные
представители)

Составители
Программы

Воспитатель Сидорова Е. В..

Цель Программы

Развитие первоначальных конструкторских умений и
задач на основе LEGO– конструирования.

Задачи программы

Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме,
пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами
конструирования;
- способствовать формированию знания и умения
3

ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти,
образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности
ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию
представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план
действий и применять его для решения практических
задач, осуществлять анализ и оценку проделанной
работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых
качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного
общения и коллективного творчества.
Краткое содержание Программа обусловлена развитием конструкторских
способностей детей через практическое мастерство. На
программы
занятиях
используются
три
основных
вида
конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая
модель того, что нужно построить (например,
изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет,
задаются только условия, которым постройка должна
соответствовать (например, домик для собачки должен
быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок
сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ
будущего сооружения и воплотит его в материале,
который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие
способности детей.
Основные
дидактические
принципы
программы:
доступность и наглядность, последовательность и
систематичность обучения и воспитания, учет
4

возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе «ЛЕГОША», дети проходят путь
от простого к сложному, возвращаясь к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Изучение каждой темы завершается итоговым
продуктом, т.е. теоретические задания и технологические
приемы подкрепляются практическими результатами.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста
от 4 до 7 лет.
Актуальность
программы

Реализация этой программы в рамках дополнительного
образования помогает развитию коммуникативных
навыков и творческих способностей учащихся за счет
активного взаимодействия детей в ходе групповой
проектной деятельности
В процессе занятий идет работа над развитием
интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих
задатков, развитие диалогической и монологической
речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного
мышления.
Воспитанники
учатся
работать
с
предложенными инструкциями, формируются умения
сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Новизна программы Новизна программы заключается в том, что позволяет
дошкольникам в форме познавательной деятельности
раскрыть практическую целесообразность LEGOконструирования, развить необходимые в дальнейшей
жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей в кружке
«ЛЕГОША» открывает возможности для реализации
новых концепций дошкольников, овладения новыми
навыками и расширения круга интересов.
LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир,
предоставляет возможность в процессе работы
приобретать
такие
социальные
качества
как
любознательность,
активность,
самостоятельность,
ответственность,
взаимопонимание,
навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки
через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного
напряжения.
Развивается
умение
пользоваться
инструкциями и чертежами, схемами, формируется
5

логическое, проектное мышление.
Ожидаемые
результаты
программы

В ходе работы по LEGO–конструированию ребенок
будет знать:
- основные детали LEGO–конструктора(назначение,
особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость
конструкций, прочность соединения, виды соединения
деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и
подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления
несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для
конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему
изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать
предстоящую практическую работу, осуществлять
контроль качества результатов собственной
практической деятельности; самостоятельно определять
количество деталей в конструкции моделей;
реализовывать творческий замысел.

6

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если ребенок в детстве не научился творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать»
Л.Н. Толстой
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также
творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют
создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено
конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду
является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают
сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в
ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательского
поведения.
LEGO–конструирование
способствует
формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания
об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения
является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование
практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования
предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и
педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В
этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной
формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и
развитие своих подопечных в режиме игры.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет
общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные,
ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской
деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на
развитие конструкторских способностей у детей.

7

Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛЕГОША» (далее
Программа) разработана для дополнительного образования детей, в рамках
реализации ФГОС ДО. Программа является ознакомительной (стартовый
уровень) и направлена на развитие у детей дошкольного возраста способностей
к техническому творчеству.
По содержанию: научно-техническая
По форме организации: кружковая деятельность
По времени реализации:3 года
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность
LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни
приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных
областей в кружке «ЛЕГОША» открывает возможности для реализации новых
концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга
интересов.
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.
Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий
к набору первые механизмы Legoeducation. Отличительная особенность и
новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и
конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты
с использованием конструкторов LEGO. Дошкольники проходят 4 этапа
усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат
своей работы.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку
новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается
8

умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется
логическое, проектное мышление.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир
техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития технических способностей детей..
Современное образование ориентировано на усвоение определённой
суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его
познавательные способности. Конструкторы LEGO стимулируют практическое
и
интеллектуальное
развитие
детей,
не
ограничивают
свободу
экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают
жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и
самовыражению. LEGO - конструктор дает возможность не только собрать
игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов
LEGO, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек,
задающих сюжеты игры.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети –
неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны.
Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет
двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более
сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои
идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный
результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация
этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию
коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет
активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности
Реализация LEGO-конструирования позволяет стимулировать интерес и
любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций –
умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать
идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Разнообразие
конструкторов
LEGO
позволяет
заниматься
с
воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.
Конструирование теснейшим образом
связано с
чувственным
и
интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для
совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных
качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и
размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож
предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять
9

ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в
различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное
расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта
воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и
монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники
учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения
сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
рядспециальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазированиеслужат для достижения этого.
Принципы построения программы:
-личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);
-природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
-сотрудничества;
-систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
-«от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени
сложности);
- интеграции теоретического обучения с процессами практической,
исследовательской, самостоятельной, научной деятельности воспитанников и
технологического конструирования.
Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших
дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO–
конструирования.
Задачи:
Обучающие:
-формировать умение строить по схеме;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
10

Развивающие:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское творчество;
- создать условия для развития
пространственного мышления;

внимания,

памяти,

образного

и

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об
окружающем мире.
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять
его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку
проделанной работы;
- содействовать воспитанию
(терпение, воля, самоконтроль);

организационно-волевых

качеств

личности

- создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.
Отличительные особенности Программы
Программа «ЛЕГОША» разработана в соответствии с ФГОС ДО и
реализует интеграцию образовательных областей. Учитывая возрастные
особенности детей дошкольного возраста, механизм реализации материалов по
LEGO–конструированию состоит из двух основных этапов: предварительного
или ориентировочного, и исполнительного.
На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит
сконструировать,
выявляет
условия
достижения
цели,
планирует
последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и
определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет
достигнута.
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию
поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним
задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная
поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных
действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как
неотъемлемой стороны трудовой деятельности. И, конечно, обязательна игра.
Для детей данной возрастной группы применимы три основных вида
конструирования:
11

 по образцу
 по условиям
 по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно
построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без какихлибо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его
в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования
лучше остальных развивает творческие способности.
Возрастные особенности детей
В средней группе (от 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с LEGO
конструктором, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте
дошкольники учатся работать не только по плану, но и самостоятельно
определять этапы будущей постройки, анализировать ее. Добавляется форма
работы – конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со
строительным материалом.
В игре каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, он сам
выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно
решает конструктивные задачи. При игре с конструктором LEGO наиболее
полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его
склонности, знания и представления.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается
содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не
только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу
и собственному замыслу. В старших группах дети делают сложные постройки:
красивые небоскребы, замки, модели автотехники и т. д. К пяти годам дети уже
способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть ее и
практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу лучше
использовать уже знакомый детям конструктор LEGO Duplo (Лего Дупло).
Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на
развитие воображения и творчества. Детям можно предлагать конструирование
по условиям: построить домик для фермера.
Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на
основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел
12

будущей постройки. Для работы уже можно использовать более сложные
наборы ЛЕГО. У детей появляется самостоятельность при решении творческих
задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в
выборе сюжета, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее
нарушениями.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать
свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным.
Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети
конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.
Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. В
подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер, в них
включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного
выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения
творческой задачи и его исправления. LEGO – конструкторы современными
педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование
умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению
культурного богатства окружающего мира.
Срок реализации программы:
Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного
образования с детьми дошкольного возраста на период с сентября по май, 9
месяцев, 1 раз в неделю.
Форма и режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, их
продолжительность по времени составляет 20 минут – для детей 1 года
обучения, 25 минут – для детей 2 года обучения, 30 минут – для детей 3 года
обучения. Длительность продуктивной деятельности с детьми может
варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок
работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где
закончил.
Кол-во занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит.группа

Неделя

1

1

1

Месяц

4

4

4

Год

36

36

36

13

Основная форма проведения занятий – игра-практикум.
Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности на занятиях
используются занимательные игры – эксперименты, игры – фантазии, разные
формы организации детей конструированию:
- конструирование по образцу;
- по модели;
- по условиям;
- по простейшим чертежам и схемам;
- по замыслу;
- по теме;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: на каждом
занятии обязательно используется обыгрывающий материал.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть:
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу,
установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть:собственно конструирование.
Цель основной части занятия - развитие способностей к наглядному
моделированию, развитие в ребенке природных задатков, творческого
потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться.
Завершающая часть:
Целью заключительной части занятия является создание у каждого
ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных
эмоций от работы на занятиях. Обыгрывание построек, выставка работ.
Оптимальное количество детей – 10 человек.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета
используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры,
персонажи.

14

Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Общие:
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций,
познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать
предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать
связь между их назначением и строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
- о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных
элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями.
Средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали LEGO-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
15

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку
и словесной инструкции.
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность,
умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.
Формы подведения итогов реализации программы:


организация выставки работ,



представление собственных моделей,



работа над проектами,



открытое занятие.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов
Теория

Практика

10

10

Сентябрь
1

Знакомство с конструктором. Спонтанная игра
16

детей.
2

Ворота для заборчика

5

15

3

Пирамидка и башенка.

5

15

4

Здравствуй, лес

5

15

Октябрь
5

Мостик.

5

15

6

Красивые рыбки.

5

15

7

Гусенок.

5

15

8

Строим лес

5

15

Ноябрь
9

Печка

5

15

10

Большие и маленькие пирамидки

5

15

11

Ворота для заборчика

5

15

12

Мостик через речку

5

15

Декабрь
13

Мы с тобой построим дом!

5

15

14

Мебель.

5

15

15

Знакомство со светофором

5

15

16.

Конструирование по замыслу

-

20

Январь
17

Мы едем в зоопарк.

5

15

18

Обезьяна.

5

15

19

Верблюд

5

15

Февраль
20

Корабли

5

15

21

Мельница

5

15

22

Робот

5

15

23

Вольер для тигров и львов

5

15

Март
17

24

Построим загон для коров и лошадей

5

15

25

Самолет.

5

15

26

Пожарная машина

5

15

27

Конструирование по замыслу

-

20

Апрель
28

Ракета

5

15

29

Космонавты

5

15

30

Улитка.

5

15

31

Конструирование по замыслу

-

20

Май
32

Разные профессии

5

15

33

Овечка

5

15

34

Грузовая машина с прицепом

5

15

35

Итоговое.

-

20

2 год обучения
№
п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов
Теория

Практика

Сентябрь
1

Конструирование по замыслу

5

20

2

Избушка на курьих ножках (коллективная работа)

5

20

3

Мостик через речку

5

20

4

Колодец

5

20

Октябрь
5

Дом лесника

5

20

6

Разные домики

5

20

7

Кафе

5

20

18

8

Конструирование по замыслу

5

20

Ноябрь
9

Плывут корабли

5

20

10

Катер

5

20

11

Пароход

5

20

12

Конструирование по замыслу

5

20

Декабрь
13

Зоопарк

5

20

14

Слон

5

20

15

Верблюд

5

20

16.

Конструирование по замыслу

-

25

Январь
17

Домашние животные.

5

20

18

Дети

5

20

19

Дом фермера

5

20

20

Конструирование по замыслу

5

20

Февраль
21

Грузовой автомобиль

5

20

22

Пожарная часть

5

20

23

Самолет

5

20

24

Конструирование по замыслу

5

20

Март
25

Поезд мчится

5

20

26

Беседка

5

20

27

Пастбище

5

20

28

Конструирование по замыслу

-

25

Апрель

19

29

Ракета, космонавты

5

20

30

Светофор, регулировщик

5

20

31

Робот

5

20

32

Конструирование по замыслу

-

25

Май
33

Аквариум

5

20

34

Лабиринт

5

20

35

Попугай

5

20

36

Конструирование по замыслу

25

3 год обучения
№
п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов
Теория

Практика

Сентябрь
1

Конструирование по замыслу

10

20

2

Красивый мост

5

25

3

М ы в лесу построим теремок.

5

25

4

Избушка Бабы Яги

5

25

Октябрь
5

Грузовик везет кирпичи

5

25

6

Корабль

5

25

7

Аэропорт

5

25

8

Конструирование по замыслу

5

25

Ноябрь
9

Многоэтажные дома

5

25

10

Магазины

5

25

11

Детский сад

5

25

20

12

Конструирование по замыслу

5

25

Декабрь
13

Животные на ферме

5

25

14

Овечка

5

25

15

Дом фермера

5

25

16.

Конструирование по замыслу

-

20

Январь
17

Качели

5

25

18

Карусели

5

25

19

Беседка для ребят

5

25

20

Конструирование по замыслу
Февраль

21

Городской транспорт

5

25

22

Светофор

5

25

23

Знакомство с дорожными знаками

5

25

24

Конструирование по замыслу

5

25

Март
25

Играем в зоопарк

5

25

26

Слон

5

25

27

Верблюд

5

25

28

Конструирование по замыслу

5

25

Апрель
29

Ракета,космонавты

5

25

30

Космический корабль

5

25

31

Луноход

5

25

32

Конструирование по замыслу

5

25

Май
21

33

Паровоз везет товары

5

25

34

Станция

5

25

35

Дома нашей улицы

5

25

36

Конструирование по замыслу

5

25

22

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы работы

Направления работы

Подготовительный
этапвводный
мониторинг, проведение
вводного
занятия,
проведение
бесед
о
правилах безопасности на
занятии.

Знакомство с
программой кружка, её
целями и
возможностями.
Рассматривание на
занятиях готовых
построек, демонстрация
способов крепления,
приемов подбора деталей
по размеру, форме,
цвету, способы
удержания их в руке или
на столе.

Методы педагогического
воздействия
Наглядный
Репродуктивный
Практический
Словесный
Проблемный
Игровой
Частично-поисковый.

Воспроизводство знаний
и способов деятельности
(форма: собирание
моделей и конструкций
по образцу, беседа,
упражнения по аналогу)
Использование детьми на Использование на
практике полученных
занятиях:Художественного
Проведение
занятий
знаний и увиденных
слова
согласно
приемов работы.
плану:
создавать
Музыки
различные конструкции Краткое описание и
Динамических пауз
по
рисунку,
схеме, объяснение действий,
физминуток
условиям, по словесной сопровождение и
инструкции
и демонстрация образцов, Пальчиковых игр
объединённые
общей разных вариантов
Фильмотеки
темой;
моделей.
общаться,
устраивать
Постановка проблемы и Дидактических игр
совместные игры.
поиск решения.
Коллективные работы;
Творческое
Выставка детских работ.
использование готовых
заданий (предметов),
самостоятельное их
преобразование.
Основной этап

23

Использование
диагностической карты

Заключительный этап
Итоговое занятие,
диагностика
Раздел 1. Конструирование по замыслу.

Практика. Закрепление полученных навыков. Постройка по замыслу ребенка.
Обыгрывание построек
Раздел 2. Хозяйственные постройки. Здания
Теория.
Художественное
Художественное слово.

слово.

Рассматривание

схемы

построек

Практика. Самостоятельная работа детей. Анализ работ. Обыгрывание
построек.
Раздел 3. Природа, животные, рыбы
Теория. Художественное слово. Рассматривание рисунков. Беседа по образцу.
Практика. Рассматривание образца. Самостоятельная работа детей. Анализ
работ. Обыгрывание построек.
Раздел 4. Техника.
Теория. Художественное слово. Рассматривание графических моделей.
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности
(по схеме), обыгрывание построек.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет (хорошо освещенный)
- столы, стулья;
- наборы «LEGO»;
- инструкционные карты сборки изделий;
- образцы изделий, схемы и т.п.;
-ТСО: ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Кадровое обеспечение: педагог, прошедший курсы повышения квалификации по
работе с LEGO -конструктором
24

6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Диагностика детей дошкольного возраста
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью взрослого выполняет
некоторые предложенные задания;
Диагностическая карта воспитанника 4-5 лет кружка «Легоша»
№

Фамилия,
имя
ребенка.

Называет
детали.

Называет
форму.

Умеет
скреплять
детали
конструктора
«Дупло»

Строит
элементарные
постройки по
творческому
замыслу

Строит по Строит
образцу
по схеме

Называет
детали
изображенные
на карточке

Умеет
рассказывать
о постройке

1
2

Диагностическая карта воспитанника 5-6лет кружка «Легоша»
№ Фамилия,
имя
ребенка.

Называет
детали
конструктора
«Дупло»

Называет
детали
конструктор
а
«Дакта»

Работает
Строит
по схемам сложные
постройки

1
25

Строит по
творческом
у замыслу

Строит
подгрупп
ами

Называет по
образцу

Строит по Умение
инструкц рассказать
ии
о
постройке

2

Диагностическая карта воспитанника 6-7 лет кружка «Легоша»
№ Фамилия,
имя
ребенка.

Называет
Строит более
детали
сложные
конструктора постройки
«Дупло»,
«Дакта»

Строит по
образцу

Строит по
инструкции
педагога

1
2

26

Строит по
творческому
замыслу

Работает в
команде

Использует
предметызаместители

Работа над
проектами

Список литературы:
1. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.114с.
2. Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
3. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском
саду» М.;Академия,2002г.-192с.
Список сайтов:
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3.http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Средняя группа
Месяц
сентябрь 1.

Тема

Цели

Знакомство с
конструктором.
Спонтанная
игра
детей. (стр. 13)

Познакомить с lego – конструктором (кирпичик
большой, поменьше, маленький, горка, мостик,
лапка, клювик и т.д.), способом сцепления
деталей (сборка длинной и короткой змейки».
Закрепить знание цвета и форм.

2.
Ворота
для Учить выполнять простейшую конструкцию –
заборчика (стр. 13) ворота, устанавливать опоры и класть на них
перекладину.
3. Пирамидка и Учить
строить
простейшие
постройки,
башенка. (стр. 14- формировать
бережное
отношение
к
15)
конструктору.

октябрь

ноябрь

4. Здравствуй лес
(стр.15)
5.
Мостик
(стр. 41)

Познакомить с некоторыми видами деревьев,
растущих в лесу, научить различать деревья.
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали, накладывать их друг на
друга
6.
Красивые
Уточнять и расширять представления о рыбах
рыбки
Развивать умение наблюдать, анализировать,
(стр. 42)
делать выводы
Учить строить морских обитателей
7. Гусёнок (стр. 43) Учить строить из конструктора гусёнка
8.. Строим лес
Закреплять умение строить лесные деревья
(стр. 40)
Учить отличать деревья друг от друга
Закреплять названия деталей, цвет
9. Печка (стр.20)
Познакомить с русской печкой
Развивать воображение, фантазию
Учить строить печку из конструктора
10.
Большие
и Учить строить разные пирамидки.
маленькие
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
пирамидки (стр. 45) Учить бережно относиться к конструктору
28

декабрь

11.
Ворота
для
заборчика
(стр. 45)
12. Мостик через
речку (стр. 23)
13. Мы с тобой
построим дом! (стр.
46)

Учить строить ворота для заборчика
Аккуратно и крепко скреплять детали LEGO конструктора «Дупло»
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали
Учить строить дом, располагать детали
конструктора правильно. Развивать творческое
воображение, навыки конструирования.

14. Мебель.(стр. 47)

Развивать способность выделять в различных
предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец.

15. Знакомство со Закреплять навыки конструирования, учить
светофором.
(стр. действовать по схеме и образцу. Закрепить
51)
знания ПДД.
16.Конструирование Закрепить полученные навыки, учить заранее
по замыслу.
обдумывать содержание будущей постройки;
называть ее тему, давать общее описание,
развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
январь

17. Мы едем в Учить строить слона. Закреплять умение читать
зоопарк. Слон. (стр. схему, знакомить воспитанников с обитателями
54)
зоопарка.
18.
55)

февраль

Обезьяна.(стр. учить сроить обезьяну; продолжать знакомить с
обитателями зоопарка.

19.
Верблюд Учить строить верблюда
(стр.72)
20. Корабли (стр.
Дать обобщённое представление о кораблях.
56)
Учить способам конструирования. Закреплять
имеющиеся навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке детали по форме и цвету,
устанавливать пространственное расположение
построек
21. Мельница (стр.
Учить строить мельницу
26)
Развивать воображение, фантазию
22. Робот (стр. 53)
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из LEGO -конструктора
23.
Вольер для Учить всем вместе строить одну поделку
тигров и львов
29

март

(стр. 33)
24. Построим загон
для
коров
и
лошадей (стр. 48)
25. Самолет. (стр.
59)

Закреплять понятия «высокий», «низкий"
Учить выполнять задания по условиям
Развивать творчество, воображение, фантазию
Рассказать о профессии летчика, учить строить
самолет, выделяя функциональные части;
развивать интерес и творчество.

26.
Пожарная
машина (стр. 58)
27.
Конструирование
по замыслу

апрель

май

Познакомить с профессией пожарного
Учить строить пожарную машину
Закреплять полученные навыки
Учить, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
28. Ракета (стр. 31) Рассказать о космосе. Учить строить ракету.
29. Космонавты
Продолжать знакомить с космосом; учить
(стр. 32)
строить космонавтов.
30. Улитка. (стр.44) Учить строить улитку.
Воспитывать добрые отношения.
Развивать память, мышление, внимание.
31.Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
32.
Разные Рассказать о некоторых профессиях (фермер,
профессии (стр. 58) доярка, повар, водитель)
33. Овечка (стр. 91) Вызвать
положительные
эмоции
от
стихотворений о животных
В.Степанова:
«Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания
о домашних животных. Учить строить животных.
34.. Грузовая
Учить сооружать знакомую конструкцию по
машина с прицепом графической модели, соотносить её элементы с
(стр. 56)
частями предмета
35. Итоговое.
Выполнение проектов по замыслу.

30

Старшая группа
Месяц
тема
цели
сентябрь Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу и самостоятельность.
Избушка
на Учить работать в коллективе дружно, помогая
курьих ножках
друг другу
Мостик
через Учить строить мостик. Развивать мелкую
речку
моторику рук и навыки конструирования. Учить
доводить начатое дело до конца.
Колодец
Учить коллективно строить простейшую
постройку.
Учить строить большой дом для лесника
октябрь Дом лесника
Разные домики
Учить строить домики разной величины и
длины
Кафе
Учить создавать сложную постройку, работать
вместе, не мешая друг другу
Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу и самостоятельность.
Плывут корабли Рассказать о водном транспорте. Учить строить
ноябрь
корабли. Развивать творчество, фантазию,
мелкую моторику рук.
Катер
Учить
выделять
в
постройке
её
функциональные части. Совершенствовать
умение анализировать образец, графическое
изображение постройки, выделять в ней
существенные
части.
Обогащать
речь
обобщающими понятиями: «водный, речной,
морской транспорт».
Пароход
Закреплять знания
водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общее описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Закреплять представления о многообразии
декабрь Зоопарк
животного мира. Развивать способность
31

Слон
Верблюд
Конструирование
по замыслу

январь

Домашние
животные
Дети
Дом фермера
Конструирование
по замыслу

февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть
Самолёт
Конструирование
по замыслу

март

Поезд мчится
беседка
пастбище

Конструирование
по замыслу

анализировать, делать выводы.
Учить строить слона. Развивать творческие
навыки, терпение.
Учить строить верблюда
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общее описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку. Развивать
творчество, фантазию, навыки конструирования
Учить строить мальчика и девочку. Учить
рассказывать о постройке
Учить находить материал для постройки
Закреплять
полученные
навыки.
Учить
заранееобдумывать
содержание
будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку грузовой
машины. Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного. Учить
строить пожарную машину и пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части.
Закреплять знания о профессии лётчика. Учить
строить самолёт по схеме.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по
схемам и поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и
строении беседок, об их частях. Учить строить
беседку.
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, их назначении и пользе для
человека.
Воспитывать
любознательность.
Учить строить загоны для домашних животных
разными способами.
Учить строить загоны для домашних животных
разными способами. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее обдумывать содержание
32

апрель

май

будущей постройки, называть её тему, давать
общее
описание.
Развивать
творческую
инициативу и самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей страны.
Учить строить ракету по схеме.
Закреплять знания о светофоре.

Ракета,
космонавты
Светофор,
регулировщик
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
Робот
Показать игрушку робот. Учить строить робота.
Речные рыбки
Учить строить рыб. Развивать навыки
конструирования, мелкую моторику рук.
Аквариум
Познакомить с обитателями аквариума. Учить
строить аквариум.
Лабиринт
Познакомить с плоскостным конструированием.
Развивать
внимание,
наблюдательность,
мышление, мелкую моторику рук.
Попугай
Продолжать
знакомить
с
плоскостным
конструированием.
Развивать
внимание,
мелкую моторику рук.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.

Подготовительная группа
Месяц
тема
цели
сентябрь Конструирование Закреплять полученные навыки в старшей
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Красивый мост
Закреплять навыки, полученные в старшей
группе. Учить строить мост по карточке.
Мы в лесу
Развивать творческое воображение. Учить
построим
подражать звукам и движениям персонажей.
теремок
Учить строить теремок.
33

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Избушка Бабы
Яги
Грузовик везёт
кирпичи

Закреплять умение строить по карточке. Учить
строить сказочную избушку Бабы Яги.
Учить строить по схеме. Находить в схемах
сходство и различия. Учить рассказывать о
проделанной работе.
Корабль
Закреплять навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке детали по форме и цвету.
Устанавливать пространственное расположение
построек.
Аэропорт
Учить строить разные самолёты по схемам.
Развивать глазомер, навыки конструирования.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему. Давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Многоэтажные
Развивать творческую инициативу и
дома
самостоятельность. Формировать обобщённые
представления о домах.
Магазины
Закреплять названия магазинов, их виды.
Детский сад
Учить строить детский сад. Развивать память.
Внимание.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Животные на
Уточнять и закреплять знания о домашних
ферме
животных, об их назначении и пользе для
человека. Воспитывать любознательность,
навыки конструирования.
Овечка
Вызвать положительные эмоции от
стихотворений о животных В.Степанова :
«Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять
знания о домашних животных. Учить строить
животных.
Дом фермера
Закреплять навыки строить по схемам. Учить
строить двухэтажный дом фермера.
Конструирование Закреплять навыки, полученные на прошлых
по замыслу
занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать
творчество, навыки конструирования.
Качели
Учить строить сложную постройку.
Карусели
Продолжать строить сложную постройку.
Беседка для
Учить строить беседку, которая находится на
34

ребят
Горка
февраль

март

апрель

май

Городской
транспорт

участке детского сада по памяти. Развивать
память, навыки конструирования.
Учить определять особенности формы деталей
конструктора, размера и расположения.
Закреплять знания о городском транспорте.
Развивать наблюдательность, внимание, память.
Учить строить автобус.
Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками. Учить
строить дорожные знаки на плате.

Светофор
Знакомство с
дорожными
знаками
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его
обитателях.
Слон
Учить строить слона с большим хоботом
Верблюд
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Учить строить одно и двугорбых верблюдов
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Ракета,
Закреплять знания о первом космонавте
космонавты
Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.
Космический
Рассказать о космическом корабле. Учить
корабль
строить космический корабль.
Луноход
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход
из деталей конструктора.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Паровоз везёт
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков
товары
с колёсами, друг с другом, основными
составными частями поезда. Развивать
фантазию, воображение.
Станция
Продолжать знакомить с железной дорогой.
Учить строить станцию для паровозиков.
Дома на нашей
Закреплять умение строить домики
улице
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
35

называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.

36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Картотека дидактических игр:
«Найди кирпичик, как у меня»
Цель: закрепить цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник). Оборудование:
кирпичики красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см) в коробке
лежат кирпичики lego – конструктора, педагог достает кирпичик и просит
назвать его цвет и форму и найти ему такой же.
«Собери кирпичики Lego»
Оборудование: кирпичики 4х цветов.
Дети играют по четверо. Педагог раскидывает на ковре кирпичики Lego ставит
коробочки, распределяет в какую коробочку какого цвета нужно положить. Дети
выбирают цвет, который будут собирать по команде «Начали!» дети собирают
кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет.
«Найди постройку»
Цель: развивать внимание, наблюдательность; учить соотносить изображение на
карточке с постройками.
Оборудование: карточки, постройки, коробочка.
Дети по очереди достают карточку из коробки или мешочка, внимательно
смотрят на нее, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто
ошибается, берет вторую карточку.
«Кто быстрее»
Цель: развивать внимание, быстроту координацию движений.
Оборудование: 4 коробочки, детали Lego – конструктора (2х2, 2х4 см), по 2 на
каждого игрока.
Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков и
своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 – синего. Игроки
переносят по одному кирпичику содного стола на другой. Чья команда быстрее,
тот и победил.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Методика. Дети уже знают цвет деталей, форму. Поэтому игры, немного
усложняются. Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное.
37

Целью игр научится пользоваться карточками, запомнить названия некоторых
деталей конструктора LEGO. Развиваем внимание, быстроту, координацию
движений, мышление.
Найди постройку.
Материал: карточки, постройки, коробочка
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное
на карточке с постройками.
Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку,
внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку.
Кто ошибается, берет вторую карточку.
Кто быстрее.
Материал: 4 коробочки, детали конструктора LEGO 2х2, 2х4 по 2 на каждого
игрока.
Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.
Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет
кирпичиков LEGO и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего.
Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда
быстрее, та и победила.
LEGO на голове.
Материал: кирпичик LEGO.
Цель: развитие ловкости, координации движения.
Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик LEGO. Остальные дети дают ему
задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на
одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал
кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
СТАРШАЯ ГРУППА
Методика. Дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя
дети. В играх развиваем коллективизм, память, мышления, учимся заниматься
по карточкам. В старшей группе занимаемся с конструктором LEGO "Дакта".
Чья команда быстрее построит.
Материал: набор конструктора LEGO "Дупло", образец постройки.

38

Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес,
внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец
постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей.
Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди
подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке.
Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.
Найди деталь такую же, как на карточке.
Материал: карточки, детали конструктора LEGO "Дупло", плата.
Цель: закрепить названия деталей конструктора LEGO "Дупло".
Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора
LEGO "Дупло". И находят такую же деталь и прикрепляют её на плату. В конце
игры дети придумывают, что получилось.
Таинственный мешочек.
Материал: конструктивный набор LEGO, мешочек.
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора LEGO. Дети по
очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем
показывают.
Разложи детали по местам.
Материал: коробочки, детали конструктора LEGO 2х2,2х4,2х6,клювик, лапка,
овал, полукруг.
Цель: закрепить названия конструктора LEGO.
Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на
каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь
конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Методика. В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по
карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр развитие речи, умение
работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.
Назови и построй.
Материал: набор конструктора LEGO "Дакта"
39

Цель: Закрепить названия конструктора LEGO "Дакта", учится работать в
коллективе.
Правила: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора.
Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали.
Ведущий даёт задание построить из всех деталей одну постройку и придумать
что построили. Когда построили, один ребенок рассказывает что построили.
LEGO подарки.
Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик,
LEGO-подарки.
Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.
Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное
поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый
человечек пройдет весь круг. То он выигрывает и ребенок выбирает себе
подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.
Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три,
четвертая крестик пропускаем ход.
Запомни расположение.
Материал: набор конструктора LEGO "Дакта", платы у всех игроков.
Цель: развитие внимание, памяти.
Правила: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В
течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка
закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит
правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
Построй, не открывая глаз.
Материал: плата, конструктивный набор.
Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук,
выдержку.
Правило: перед детьми плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются
что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют.
Для наборов LEGO характерны высочайшее качество, эстетичность, необычная
прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей
дает детям возможность строить все, что душе угодно. Конструкторы LEGO это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение,
формирующий моторные навыки.
40

Для первого знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно
свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество
деталей, а вокруг свободно действовали дети. Как показывает опыт, дети
вначале не склонны: рассматривать детали: они сразу же начинают их
объединять, пытаясь что-то сделать.
Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию
деталей конструктора LEGO в коробки. При этом детям можно предложить
разные виды игры. Например: собери по цвету, кто быстрее соберет в
коробочку.
С четырех летними детьми организуется более целенаправленная работа,
связанная с акцентированием их влияния на процессе конструирования. В этом
возрасте можно формировать умение выделять в предметах их
пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая башенка",
"толстый кирпичик - тонкая пластинка". Детям можно уже давать схемы
простых построек.
К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию,
называть её и практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу
лучше использовать уже знакомый детям конструктор LEGO "Дупло".
Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на
развитие воображения и творчества. На занятиях можно давать недостроенную
конструкцию и попросить детей достроить. У детей способы построения образца
становятся обобщенными. Детям можно предлагать конструирование по
условиям: построить домик для фермера. Для сюжетного коллективного
конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с
детьми место (ковер, стол).

41

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Конструирование из конструкторов LEGO в детском саду
Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы для
занятий в дошкольных учреждений. В педагогике LEGO-технология интересна
тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы
игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом
исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента
рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так
исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой
обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать
взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра
предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и
социального развития. В нашем детском саду работает кабинет LEGO и
разработаны игры для всех групп.
Игры, развивающие логическое мышление:
1. Классификация
"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора
LEGO.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена
модель.
"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога. При
определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху",
"посередине", "слева", "справа", "поперёк".
2. Внимание и память:
"Что изменилось?". Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении
некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2
деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель
и просит рассказать, что изменилось.

42

"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких
секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по
памяти и сравнивают с образцом.
"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо
закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо
понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течение
нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
3. Пространственное ориентирование:
"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить
деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры
положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний
угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой
стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".
"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного
расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая
с позицией ребёнка.
4. Симметрия:
"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину
узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно
изображать бабочек, цветы и т. д.
5.Логические закономерности:
"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить
лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность
элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить
её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для
составления закономерностей используются два признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для
составления закономерностей используется один признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для
образования закономерностей используются два признака.
43

"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх
горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора.
Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо
подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда
фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем
постепенно задания усложняются.
6. Комбинаторика:
"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает
посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть
требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в
различном порядке.после выявления победителя педагог демонстрирует шесть
комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их
составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.
"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит
составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих,
из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.
7.Множества:
"Выдели похожие" - классификация по одному свойству. Педагог показывает
детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем
устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так
чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только
кирпичики.
Игры, развивающие восприятие формы:
“Отгадай”.
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка,
треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.
Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на
ощупь форму модуля.
Правила игры:
Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока
не назовет деталь.
44

Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму
деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
“Не ошибись Петрушка!”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к
модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка,
Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит,
подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми:
“Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе
дали. Не ошибись, Петрушка!”
Правила игры: Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог
догадаться, что у него в руках. Нельзя называть модуль и подсказывать
Петрушке. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и
нарушает правила, того Петрушка не выбирает.
“Есть у тебя или нет?”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь
определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же
деталь по форме.
Правила игры:
Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая
устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!
“Принеси и покажи”
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети
должны найти самостоятельно такую же.
45

Правила игры:
Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно
представить, что нужно найти.
Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

46

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Консультация для родителей по теме: «Детский конструктор: в чём его
польза и какой конструктор выбрать?»
В чем польза конструктора?
Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы
общаться с детьми всех возрастов. Общение с конструктором не всегда дается
ребенку так просто, как может показаться на первый взгляд, а то, что эта
игрушка интересна такому авторитетному человеку, как папа вызывает
особенный интерес к ней у ребенка. Нет необходимости собирать конструктор за
ребенка, просто дайте ему экспериментировать и по возможности находите
применение для его поделок на практике.
Играть, используя конструктор для детей не только весело, но и полезно.
Ведь при сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут
задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное
мышление. Именно поэтому конструктор так полезен для детей любого пола и
возраста, он помогает развиваться не только физически, но и творчески.
Какой вид конструктора выбрать?
1.Самым первым и простейшим конструктором в жизни детей
являются кубики.
Они не только очень увлекают маленьких детей, но и помогают
развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов,
и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будете вы, а
ребенок будет просто с удовольствием рушить ваши постройки. Но это только
поначалу. Стоит чуть-чуть подождать, и вы увидите, что постепенно его
постройки становятся все более сложными.
2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет
собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку
вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он
помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку
необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.
3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная
мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые
имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика,
лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более

47

сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими
предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.
4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной
формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него
можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш
ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции.
Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию,
комбинаторике, пространственному воображению многим другим навыкам.
5. Конструктор для детей «LEGO» выпускается самых разнообразных
видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него
можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки
на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой
моторики и умственной деятельности.
6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для
деревянных используются только очень качественные сорта древесины,
собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо
использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки
или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских
способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой
различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они рекомендованы
детям старше 5 лет, так как помимо интересной игры помогают познакомиться
со свойствами магнитов.
Существует еще множество других разновидностей конструкторов.
Выбирая игру для своего ребенка, сначала соберите что-то самостоятельно, и вы
поймете, подойдет ли такой вид конструктора вашему ребенку, а так же сможете
оценить качество материалов.
Выбирая конструктор для детей, обратите внимание на его упаковку.
Она должна быть прочной и привлекать внимание ребенка, чтобы в дальнейшем
ребенок хранил в ней не только сам конструктор, но и свои поделки, приучаясь
таким образом быть бережливым и аккуратным. Хотя готовые поделки лучше
хранить на видном месте, а не в коробке, чтобы ребенок всегда видел результат
своих работ, гордился этим и стремился к большему.

48

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Схемы построек по
LEGO – конструированию

49

Кораблик

Лев и крокодил

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».