Чудеса бумагопластики

1.Целевой раздел
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь
ребенка.
Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский)
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми
простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.
Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе,
умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться
творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг,
торцевание, скручивание салфеток, аппликация и т.п.
На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств
бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки
привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание,
вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание очень увлекает. Бумагопластика развивает у детей
способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит
развитие глазомера.
Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии
конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и

моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления
изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, квиллинга и оригами.
Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной
направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика»
Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества»
(Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и
оригами.,квиллинга
1.1 Актуальность
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что
предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику
открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие
способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В процессе деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет
сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для
обучения в школе.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное
другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции,
любить и беречь окружающий мир, природу.

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве
и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание
трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает
ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность,
как важный элемент гармоничного развития детей.
1.2 Направленность
Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, направленность
программы «Чудеса бумагопластики» по содержанию является художественной;
по функциональному предназначению: учебно - познавательной;
по форме организации: кружковой;
по времени реализации: двухгодичной, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании
подрастающего поколения (Б.Н. Неменский).
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью,
привлекательностью, эффективностью.
Предлагаемая программа содержит 4 технологических направления и представляет собой обобщение большинства
известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При
работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:
Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского - "сложенная
бумага". Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в
разных странах.
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания
отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.
Квиллинг — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и
составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея
необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток,
декоративных панно).

1.3 Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и
техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
1.4 Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором
техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и
творчеству.
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического
воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе
творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус
и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость
творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
1.5 Отличительные особенности .
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы
мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются
результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему
заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет
основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
1.6 Цели и задачи программы
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой,
развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и
самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память,
внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение
работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.












Задачи первого года обучения (4-5лет)
Формировать интерес к бумагопластике.
Практически знакомить со свойствами бумаги.
Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу,
детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи второго года обучения (5-6 лет)
Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы
работы.
Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.





Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей,
не делая их предметом специальных учебных знаний.
Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.
Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям,
родителям, сотрудникам детского сада.
1.7 Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года
Количество занятий:
- первый год обучения – 32 занятия;
- второй год обучения – 32 занятия.
1.8 Форма и режим занятий
Занятия проводятся,1 раз в неделю. Продолжительность занятий:
-Первый год обучения (4-5 лет) – 20 мин.
- Второй год обучения (5-6 лет) – 25 мин.
Средняя группа( 4-5 лет)
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная
деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в
рисунках, лепке, аппликации и конструировании. В 4-5 лет расширяется сенсомоторный опыт. Это в свою очередь
приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений. Значительное
развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным.
Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными
назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из
простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку
— величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в
пространстве.
Старшая группа (от 5-6 лет).
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным)
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя
её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает
различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом
представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут
рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5—6 лет ведущее значение приобретает нагляднообразное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.






Предполагаемый результат обучения детей
РАЗВИТИЕ:
Коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в коллективе;
Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать
последовательность действий и событий;
Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.
Ожидаемые результаты (4-5 лет)
- основные базовые формы техники оригами;
- основные формы деталей квиллинга;

- свойства бумаги.
Ожидаемые результаты (5-6 лет)
- следовать устным инструкциям педагога;
- создавать различные изделия из разного вида бумаги, бросового материала;
- создавать коллективные композиции;
- выбирать бумагу для работы;
- дополнять поделку различными деталями.
- аккуратно работать с ножницами, клеем:
Ожидаемые результаты:
 Различные приемы работы с бумагой;
 Что такое оригами, квиллинг, аппликация;
 Историю возникновения каждого вида искусства.
 Линии сгиба в оригами;
 Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге;
 Основные базовые формы.
Умения и навыки:
 Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами; ПДД; ППБ.
 Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
 Уметь применять различные приемы работы с бумагой
 Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
 Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
 Соединять детали из бумаги с помощью клея;
 Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
 Работать с технологическими и инструкционными картами;

Таблица 1
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей.
Критерии
(индикаторы)

Высокий уровень
(3 балла)

Творческая
активность.

Повышенный интерес, Ребенок
активен, Ребенок не активен, выполняет работу без
творческая
есть
интерес
к особого желания.
активность.
данному
виду
деятельности,
но
выполняет работу
по
указанию
педагога

Новизна,
оригинальность.

Субъективная
новизна,
оригинальность
и
вариативность
как
способов
решения
творческой задачи, так
и результата детского
творчества.
«индивидуальный»
подчерк
детской
продукции.

Форма
передана
Сенсорные
точно. Разнообразие
способности
гаммы,
(чувство
цвета, цветовой
передан
реальный
формы).
цвет, выразительность
изображения.

Средний уровень
(2 балла)

Низкий уровень
(1 балл)

Ребёнок правильно Нет новизны и оригинальности в работе,
выполняет задание, выполняет задание по образцу, с
внесение
новых ошибками.
замыслов случайно,
с
подсказками
педагога.

Есть
незначительные
искажения.
Отступления
окраски.

Форма
не
значительные.
одноцветность.
от

удалась,
Безразличие

искажения
к цвету,

Композиция.

Общая
умелость.

По всей плоскости На полосе листа с Не продуманно, носит случайный характер.
листа,
соблюдается незначительными
пропорциональность
элементами.
между предметами.
развита Ручная
ручная Хорошо
моторика
рук, развита.
аккуратность.

умелость Слабо развита моторика рук.

задание Требуется
Самостоятельность. Выполняет
самостоятельно, без незначительная
помощи.
Ребенок помощь.
самостоятельно
выбирает
тему,
замысел,
умеет
планировать
свои
действия,
выбирать
выразительные
средства,
доводить
начатое дело до конца.

Не может самостоятельно выполнять
задания, без помощи педагога, необходима
поддержка и стимуляция.

2.Содержательный раздел
Учебно-тематический план
1 год обучения
Количество часов
№ Темы занятий

Всего

Теоретич. Практич.

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Аппликация

8

1

7

3.

Оригами

10

1

9

4.

Квиллинг

8

1

7

5.

Бумагопластика

3

1

2

6.

Заключительное занятие

2

-

2

ИТОГО

32

5

27

2 год обучения
Количество часов
№ Темы занятий

Всего

Теоретич. Практич.

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Аппликация

8

1

7

3.

Оригами

10

1

9

4.

Квиллинг

8

1

7

5.

Бумагопластика

3

1

2

6.

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

32

5

27

2. Содержание программы
«Чудеса бумагопластики»
Учебный план
1.Вводное занятие. (1ч.)
Знакомство с программой «Бумагопластики», с планом работы объединения на год. Правила поведения на занятиях.
Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
2. Аппликация . (8 ч.)
Знакомство с понятием «модульная аппликация» (мозаика). Отработка сворачивания модулей. Закрепление умений и
навыков.
Изготовление поделки «Кувшин».
Изготовление панно «Морское дно».
Объёмная аппликация из журнальных трубочек.
Изготовление поделок «Бабочка», «Рамка для фото», «Шкатулка».
Знакомство с историей возникновения техники пейп-арт. Методы и приёмы пейп-арта. Особенности скручивания и
приклеивания салфетных жгутиков. Материалы для декорирования поверхности изделий в технике пейп-арт.
Изготовление поделок и панно в технике пейп-арт: «Бабочка», «Ваза», Осенние цветы».
3. Оригами. (10 ч.)
Разнообразие видов изделий в технике оригами. Изготовление цветов в технике оригами.
Изготовление открытки ко Дню Матери в технике оригами.
Изготовление панно «»Осенний букет» с использованием цветов в технике оригами.
Изготовление коллективной работы. Панно «Вдохновение»
4. Квиллинг. (8 ч.)
Знакомство с разнообразием изделий в технике квиллинг. Виды завитков. Освоение техники скручивания.
Изготовление цветочной композиции на диске.
Изготовление панно «Цветущая ветка».
Изготовление открытки «Сердечко».

Изготовление панно «Фантазия».
Изготовление и оформление открытки к 23 февраля.
Изготовление и оформление открытки к 8 Марта.
5. Бумагопластика (3 ч.)
Знакомство с разнообразием изделий в технике «бумажная пластика».
Изготовление открытки «9 Мая».
Изготовление панно «Летнее настроение».
Игра-викторина «Что мы знаем о бумаге?»
9. Итоговое занятие. (2ч.) Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.

Календарно-тематический план 1-го года обучения
Презентация кружка «Чудеса бумагопластики»
Цель. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.
Приглашение в мир мастерства и красоты
Цель. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки,
вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи.
месяц
ОКТЯБРЬ

неделя

Тема занятия

Цель

1

Знакомство с бумагой

Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется,
скатывается, рвется. Формировать простые формы из
бумаги – толстые жгуты разной длины, шары.

2

Пирамидка(поделка
салфеток)

3

Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание.
Травка
(с элементами рисования из Развивать умение формировать несложные формы из
бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу
бумаги)
по всей плоскости листа. Развивать точность и
координацию движений.

из Развивать ориентацию на плоскости листа. Формировать
простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины.
Продолжать развивать навыки использования клея.
Воспитывать отзывчивость и доброту.

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

4

На
яблоне
поспели Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые
по величине. Развивать ориентацию на основе.
яблоки(салфетка)
Воспитывать любовь к природе.

1

Осень
в
гости
к Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги.
нам пришла
Продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги
(с элементами рисования с (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить
на них клей и наклеивать на основу).
использованием бумаги)

2

Совершенствовать навыки в бумажной пластике.
Ягодки рябины
(с
использованием Формировать форму шара. Развивать мелкую моторику
пальцев рук, внимание.
салфетки)

3

Воздушные
шарики Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара,
(с
использованием наносить на них клей, умение работать с ножницами.
Развивать точность и координацию движений. Учить
салфетки)
детей
дополнять
композиции.
Дополнительным
материалом (ниточкой).

4

Снег идет
(с элементами аппликации
с
использованием
цв.бумаги)

Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной
пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги
небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на
фон).

1

Снеговик(салфетки)

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Скатывание
тонкого и остроконечного жгутиков.

ЯНВАРЬ

2

Маленькая
елочка(салфетки)

Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые
жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять
деталями изображение.

3

Новогодняя открытка

Композиционное решение - цветом, формой.
Изготовление праздничной открытки с использованием
выразительных средств бумажной пластики.
Продемонстрировать детям выразительные возможности
композиционного решения.

4

Бусы
на Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формироваелочку (коллективная
ние круглых комочков одной величины. Развивать чувство
работа с использованием ритма и чувство цвета.
салфетки)

1

Елочка нарядная в гости Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную
к нам пришла(оригами)
форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги
простых форм.

2

Вот
зима
бело(оригами)

3

Зайчик (Оригами)

кругом Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины.
Формировать интерес и положительное отношение к
бумажной пластике.
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины.
Дополнять деталями изображение.

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

4

Бусы
подарок(аппликация)

в Закреплять приемы лепки из фольги и цветной бумаги
простых форм. Развивать чувство ритма и чувство цвета;
мелкую моторику пальцев рук,

1

Сердечко

Познакомить детей с новым видом работы - плетением из
цветной бумаги, учить детей делать сердечко.
Воспитывать интерес к ручному труду.

2

Самолеты (аппликация)

Обучение композиционному размещению на листе
бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной
бумагой. Продолжать учить детей дополнять композиции.

3

Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые
Кораблик
(с элементами рисования жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять
деталями
изображение.
Развивать
точность
и
салфеткой)
координацию движений.

4

Светофор

Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара,
наносить на них клей, умение работать с ножницами.
Развивать точность и координацию движений. Учить
детей дополнять композиции.

1

Цветок в вазе
(с элементами аппликации)

Обучение композиционному размещению на листе
бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной
бумагой.

2

Мимоза (Салфетки)

Развивать способность чувствовать специфику материала,
умение
создавать
полуобъемную
композицию.
Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из
бумаги.

АПРЕЛЬ

3

Подснежник
(с элементами рисования)

Продолжать обучать композиционному освоению листа.
Использовать приемов и способов бумажной пластики в
изображении цветов.

4

Рыбки
в Формировать форму капельки из бумаги, создавать
аквариуме (коллективная
образы путем соединения простых геометрических форм.
работа - квиллинг)
Работать коллективно.

1

Ландыши(аппликация
салфеткой)

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины.
Создавать
образы
путем
соединения
простых
геометрических форм.

2

Ракета (бумагопластика)

Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной
пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги
небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на
фон).

3

Радуга-дуга
(с элементами аппликации)

Учить использовать полученные знания, умения для
создания образа, сюжета. Развивать творческую
самостоятельность. Развивать объемно-пространственное
мышление.

4

Бабочка (квиллинг)

Совершенствовать
навыки
работы
с
бумагой:
складывание,
перекручивание,
скатывание,
учить
передавать образы через выразительные средства
изобразительного материала.

МАЙ

1

Муравейник
(бумагопластика)

Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной
пластики – обрыванием. Передача характера образа через
выразительные средства изобразительного материала.

2

Стрекоза

Совершенствовать
навыки
работы
с
бумагой:
складывание,
перекручивание,
скатывание,
учить
передавать образы через выразительные средства
изобразительного материала.

3

Ягоды (квиллинг)

Формировать форму капельки из бумаги. Продолжать
учить детей дополнять композиции. Развивать точность и
координацию движений.

4

Ромашки
на Учить делить салфетку на примерно равные части
лужайке (коллективная
разрыванием.
работа)
Развивать умение формировать несложные формы из
бумаги — скатывать небольшие шарики и жгуты;
располагать работу по всей плоскости листа.

Календарно-тематический план 2-го года обучения
месяц
СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

неделя

Тема занятия

Цель

1

«Листопад» -квиллинг

Учить использовать полученные знания, умения для создания
образа,
сюжета.
Развивать
творческую
самостоятельность. Развивать объемно-пространственное
мышление.

2

«Корзина» -аппликация

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие,
творческие способности и фантазию детей.

3

«Чудо-дерево»
бумагопластика.

Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание.
Развивать умение формировать несложные формы из
бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу
по всей плоскости листа. Развивать точность и
координацию движений.

4

«Яблоки
в
вазе»
аппликация
использованием салфеток

1

Учить составлять сюжетную коллективную композицию из
«Жучки и паучки»
(с элементами рисования вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения
между ними.
салфетками)

2

«Ладошка – осьминожка»- Создавать образы животных с помощью средств бумажной
пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.
оригами

- Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые
с по величине. Развивать ориентацию на основе.
Воспитывать любовь к природе.

НОЯБРЬ

3

Учить детей выделять характерные в образе средствами
«Лодочки под солнцем»
пластики.
Совершенствовать
приемы
(с элементами рисования бумажной
скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик,
салфетками)
закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

4

«Полосатый коврик»
( квиллинг)

1

«Рыбки
играют» (с Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины.
элементами квиллинга)
Учить воспринимать красоту объемных форм через
практическую деятельность.

2

«Украсим рукавичку»
(с элементами оригами)

Учить использовать полученные знания, умения для создания
образа,
сюжета.
Развивать
творческую
самостоятельность. Развивать объемно-пространственное
мышление.

3

«Бусы на ёлку» (салфетки)

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие,
творческие способности и фантазию детей.

4

«Наша ёлочка»
(квиллинг)

Учить детей выделять характерные в образе средствами
бумажной
пластики.
Совершенствовать
приемы
скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик,
закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие,
творческие способности и фантазию детей.

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

1

«Снеговичок»
(оригами)

Совершенствовать навыки в бумажной пластике.
Формировать форму шара, маленького конуса.
Передача характера образа через выразительные средства
изобразительного материала.

2

«Весёлый поезд»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной
пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

3

«Парусник»
(с элементами
салфеткой)

4

«Ракета» (квиллинг)

1

«Красивые
(квиллинг)

2

«Букет роз» (квиллинг)

Совершенствовать навыки в бумажной пластике.
рисования Формировать форму шара, маленького конуса.
Передача характера образа через выразительные средства
изобразительного материала.

Учить детей выделять характерные в образе средствами
бумажной
пластики.
Совершенствовать
приемы
скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик,
закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.

салфетки» Учить использовать полученные знания, умения для создания
образа,
сюжета.
Развивать
творческую
самостоятельность. Развивать объемно-пространственное
мышление.
Создавать образы животных с помощью средств бумажной
пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

3

Вызвать
у
детей
эмоциональный
отклик
на
«Сосульки на крыше»
(с элементами рисования художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с
собственным опытом восприятия зимней природы. Учить
салфетками)
детей самостоятельно придумывать композицию рисунка.
Выделяя передний и дальний план.

4

«Космический
коллаж» (коллективная
работа –квиллинг, салфетки,
бумагопластика)

1

«Снегири»
(коллективная
элементами
салфетками)

2

Поздравительная открытка Учить детей делать подарок папе из бумаги в виде
для папы ( оригами)
объемной аппликации. Закреплять навык работы с
бумагой. Развивать творческие способности, фантазию
детей.

3

«Аквариум с рыбками» ( Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе
квиллинг)
спонтанного изображения, для придания им законченности
и сходства с реальными образами.

1

«Открытка для бабушки» Создавать у детей радостное настроение. Интерес к
(оригами)
художественному труду.

2

«Гиацинты» (квиллинг)

Учить использовать полученные знания, умения для создания
образа,
сюжета.
Развивать
творческую
самостоятельность. Развивать объемно-пространственное
мышление.

Учить составлять сюжетную коллективную композицию из
работа
с вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения
рисования между ними.

Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины.
Учить воспринимать красоту объемных форм через

практическую деятельность.

АПРЕЛЬ

МАЙ

3

«Красивый
(бумагопластика)

букет» Создавать образы цветов с помощью средств бумажной
пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

4

«Часы» (аппликация)

Совершенствовать умение работать ножницами, создавать
выпуклые изображения из бумаги на горизонтальной
поверхности. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

1

«Кактус» (квиллинг)

Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие,
творческие способности и фантазию детей.

2

Совершенствовать умение вырезать круги из квадратов.
«Веточка вербы»
(с элементами рисования Развивать чувство композиции.
салфетками)

3

«Пасхальное яйцо»

Способствовать развитию у детей эстетического
восприятия, умение восхищаться природными формами и
красками. Закрепить использование в творческой
деятельности
детей
технического
приема
–
пластилинографии, комбинированных способов работы с
пластилином.

4

«Сорока-белобока»
(оригами)

Учить детей складывать квадратный лист бумаги по
диагонали , загибать углы. Дорисовывать глаза, клюв и т.
д. до завершения образа.

1

Панно
(оригами)

«Ландыши» Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по
линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе.

2

«Тучи
по
небу
бежали» (коллективная
композиция с элементами
рисования
салфеткой,
оригами, квиллинг)

Развивать образную память, воображение, умение видеть
необычное в обычном. Формировать умение работать над
замыслом. Мысленно представлять содержание своего
рисунка. Развивать творческую фантазию.

3

«Кошка»
(с элементами аппликации)

Создавать образы животных с помощью средств бумажной
пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

4

«Бабочка
(квиллинг)

красавица» Расширить представления об особенностях внешнего вида
бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в
природе и в рисунке.

3.Организационный раздел
Методическое обеспечение программы.
Для реализации программы «Чудеса бумагопластики» используются следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
 наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях
повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности,
мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг,
фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают
достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах
пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

Ведущие педагогические технологии:
 технология диалогового обучения;
 игровые технологии;
 технологии развивающего обучения;
 здоровьесберегающие технологии;
 информационно-коммуникативные технологии.
3.Методическое обеспечение
1 год обучение
№

Тема
или Формы
раздел
занятия
программы

1

Вводное
занятие

Беседа, игра. Словесные,
наглядные,
игровые

2

Аппликация

Беседа,
наблюдения,
практические
занятия

3

Оригами

Беседа,
Наглядные,
практические практические,
занятия
словесные
наблюдения,

Приёмы
методы

и Дидактический Формы подведения итогов
материал,
Техническое
оснащение
Иллюстрации, собеседование
слайды, работы
обучающихся.

Наглядные,
словесные,
практические,
изобразительные

Иллюстрации, Собеседование,
слайды,
изделий,
образцы работ,
видеофильмы о
технике
аппликации

просмотр

Иллюстрации, Собеседование,
слайды,
изделий,
образцы
изделий
видеофильмы о
мастер-классах

просмотр

по
технике
оригами
4

Квиллинг

Беседа,
практические
занятия,
наблюдения,

5

Бумагопластика Беседа,
практические
занятия,
праздник,
игра

Словесные,
наглядные,
практические
изобразительные

Иллюстрации, Собеседование,
слайды, работы изделий
обучающихся,
видеофильмы о
мастер-классах
по
технике
квиллинг

Наглядные,
Иллюстрации,
словесные,
слайды
практические,
изобразительные

Собеседование,
изделий

просмотр

просмотр

Методическое обеспечение
2 год обучения
№

Тема
или Формы
раздел
занятия
программы

1

Вводное
занятие

Приёмы
методы

Беседа, игры. Словесные,
наглядные,

и Дидактический Формы подведения итогов
материал,
Техническое
оснащение
Иллюстрации, Собеседование
слайды, работы

игровые

обучающихся.

2

Аппликация

Беседа,
наблюдения,
практические
занятия,

Наглядные,
Иллюстрации,
словесные,
слайды,
практические,
образцы работ
изобразительные

Собеседование,
изделий

просмотр

3

Оригами

Беседа,
практические
занятия
наблюдения,

Наглядные,
практические,
словесные,
интерактивные

Иллюстрации,
слайды,
образцы
изделий

Собеседование,
изделий

просмотр

4

Квиллинг

Беседа,
практические
занятия,
наблюдения,

Словесные,
наглядные,
практические
игровые

Иллюстрации, Собеседование,
слайды, работы изделий
обучающихся

просмотр

5

Бумагопластика Беседа,
Наглядные,
практические словесные,
занятия, игра практические,
изобразительные,
игровые
Итоговое
Беседы,
Наглядные,
занятие
игры,
словесные,
обсуждение игровые

6

Иллюстрации,
слайды

Собеседование, просмотр
изделий, выставка

Образцы
изделий
обучающихся

Собеседование, просмотр
изделий,
диагностика
результативности

Методическое сопровождение программы
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;
- тесты, дидактические и психологические игры;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
Список литературы для обучающихся:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание:
дети!).
4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика»,
2006г.
7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия:
Академия «Умелые руки».
Список литературы для педагогов:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание:
дети!).
4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика»,
2006г.
7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
10.Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
11.Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия:
Академия «Умелые руки».)
12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)
13.http://stranamasterov.ru/
14.http://oriart.ru/
15.www.origami-school.narod.ru
16.http://www.liveinternet.ru
17.http://www.livemaster.ru
18.http://www.rukodel.tv/
19.http://www.maam.ru
20.http://prostodelkino.com

ПРИЛОЖЕНИЕ
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся
во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».