Радужная дорожка

ОГЛАВЛЕНИЕ
1

Основные характеристики программы…………………………………………….

3

1.1.

Пояснительная записка……………………………………………………………..

3

-

нормативно – правовые основания разработки программы………………………

3

-

направленность программы………………………………………………………

4

-

актуальность программы…………………………………………………………

4

-

цель и задачи программы…………………………………………………………

5

2.

Учебно-тематический план……………………………………………………………

8

3.

Содержание дополнительной образовательной программы…………………

10

4.

Обеспечение……………………………………………………………………….

14

5.

Мониторинг образовательных результатов………………………………………

16

6.

Литература…………………………………………………………………………

19

2

1. Основные характеристики программы.

1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Радужная дорожка» (далее – Программа)
художественной направленности разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
•

Конвенция о правах ребёнка;

•

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;
•
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 годы;
•
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
•

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.

№ 1726-р;
•
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 4 июля
2014г. № 41;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008г. Москва
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление правительства РФ от 5 августа 2013г. №662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования»;
•
Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 №14 "Об утверждении показателей
мониторинга системы образования";
Направленность программы: художественная. Уровень сложности дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Радужная дорожка»:
«Ознакомительный» (возможность попробовать себя в разных видах деятельности,
определиться с выбором, знакомство с основными понятиями программы, развить
любознательность, попробовать себя в творческой реализации).
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие
нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения
3

искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими
исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных
образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание
положительной мотивации к творческой деятельности, чтобы ребёнок мог
совершенствоваться разносторонне.

Актуальность программы заключена в том, что обучающиеся, занимаясь
изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира,
развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и
творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства
взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению
традициям русского народного творчества.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Дети
знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных
знаний создавать свои рисунки. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети учатся
наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционного рисования происходит
гармоничное развитие двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей.

Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как обучающиеся
получают дополнительные знания по таким направлениям, как изобразительное искусство,
расширяют свои восприятия и желания творить. Кроме того, при реализации программы
повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый
ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие
способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в
этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую
ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой
опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными
педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных
приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого
мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и
инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет
4

детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает
ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети
учатся наблюдать, думать, фантазировать. Нетрадиционный подход к выполнению
изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую
активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Цель художественно-эстетического развития дошкольников —
формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а
также способности к творчеству.
Задачи:
1. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения
чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
2. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования
с использованием различных изобразительных материалов.
3. Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и
инструментами для создания художественных образов.
4. Развивать мелкую моторику рук.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:

Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и
доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их
общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к
самостоятельности и творчеству.
Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Уважительного отношения к результатам детского творчества.
5

Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными
техниками рисования: «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
монотипия; рисование по мокрой бумаге; рисование путем разбрызгивания краски; оттиски
штампов различных видов; рисование на прозрачном мольберте; рисование жесткой кистью
(тычок).

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и
психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её
целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка
приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании,
конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в
соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок
быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними
предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и
предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники
ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры
с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом
возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в
изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети
уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует,
хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными.
Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования
ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом
желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и
отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться
воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают
в качестве заместителей других.
Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного
6

образования «Радужная дорожка»:
1. Расширение и обогащение художественного опыта.
2. Развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность
занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с октября и
заканчиваются в мае. Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа,
самостоятельная и практическая работа).
Методы проведения занятия: словесные (беседа, прибаутки, загадки, рассказы, беседы,
художественное слово, драматизация, напоминание о последовательности работы, совет);
наглядные (наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения); метод
прямого показа (воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют); метод пассивных
движений (ребенок совершает действия с помощью взрослого); практические; игровые.
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение
предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально
– положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более
эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных
способностей.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного
овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к
видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные
средства. Выставки работ детей, участие в фестивалях, открытых мероприятиях и
праздниках, городских и семейных конкурсах, послужит результатом в овладении приёмами
творческой деятельности детей. Формы подведения итогов в конце учебного года.
7

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№

Количество часов
Перечень разделов, тем
Всего

теория

практика

6

30 мин

60 мин

1.1 Божья коровка

1

5 мин

10 мин

1.2 Веселая черепашка

1

5 мин

10 мин

1.3 Смешная гусеница

1

5 мин

10 мин

1.4 Большая бабочка

1

5 мин

10 мин

1.5 Цыпленок в траве

1

5 мин

10 мин

1.6 Мышонок в норке

1

5 мин

10 мин

2.

7

35 мин

70 мин

2.1 Стая лебедей

1

5 мин

10 мин

2.2 Грибок- оранжевая юбочка

1

5 мин

10 мин

2.3 Зимний лес

1

5 мин

10 мин

2.4 Снежная горка (игра)

1

5 мин

10 мин

2.5 Снегирь

1

5 мин

10 мин

2.6 Деревце

1

5 мин

10 мин

2.7 Сосновая шишка

1

5мин

10мин

3.

8

40мин

80мин

занятий
1

“Живой мир”

Окно в природу

Мир человека

8

3.1 Маленький домик

1

5мин

10мин

3.2 Смешная рожица

1

5мин

10мин

3.3 Телевизор

1

5мин

10мин

3.4 Кактус

1

5мин

10мин

3.5 Свет в окне

1

5мин

10мин

3.6 Узор на ткани

1

5мин

10мин

3.7 Шахматная доска

1

5мин

10мин

3.8 Семья

1

5мин

10мин

4.

10

50мин

100мин

4.1 Ромашка

1

5мин

10мин

4.2 Комнатные растения

1

5мин

10мин

4.3 Одуванчик

1

5мин

10мин

4.4 Земляничка

1

5мин

10мин

4.5 Гороховый дом

1

5мин

10мин

4.6 Кувшинка на воде

1

5мин

10мин

4.7 Арбузная долька

1

5мин

10мин

4.8 Вишневый сад

3

15мин

30мин

31

155мин

310мин

Растительный мир

Всего

III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Задача на данный год обучения– это развитие дошкольника, в первую очередь – целостное
развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию; психологическая
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для
9

самореализации; единое и целостное представление дошкольника о предметном и
социальном мире; представленная форма знаний должна быть понятной детям и
принимаемой ими; главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем
решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые
моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную
мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных
трудностей развивает волевую сферу. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить
творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и
поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и
проблемных ситуаций.

Раздел 1 . “Живой мир”

Тема
1.1

Название
Божья коровка

Практика

Теория.

Подготовить фон (использовать краски
и поролоновые губки); нарисовать
листья широкой кистью; приложить
ватный диск; покрасить их красной
краской; поставить точки чёрной
краской; изобразить глаза.

Познакомить детей с
техникой и приемами
нетрадиционной
изобразительной
деятельности.

1.2

Веселая
черепашка

Заполнить панцирь черепахи
разноцветными пятнышками
(использовать гуашевые краски и
ватные палочки).

Рассматривание
цветной мозаики,
цветных островков.
Беседа.

1.3

Смешная
гусеница

Предложить детям выполнить задание:
составить образ гусеницы из больших и
маленьких кружочков.

Развитие образного
восприятия.

1.4

Большая бабочка

Предложить детям выполнить задание:
поставить два отпечатка кистями рук;
изобразить глаза ватной палочкой.

Прослушать песенку
про бабочек.
Просмотр картинок.

1.5

Цыпленок в траве

Составить цыпленка из геометрических
фигур. Дорисовать травку

Игра
“Геометрические

10

1.6

Мышонок в норке

аппликатором.

фигуры”.

Закрыть лист бумаги гуашевыми
красками; нарисовать норку круговыми
движениями; положить овал,
вырезанный из ватного диска (тело
мышонка) изобразить глаза,
нарисовать усы.

Беседа и показ
иллюстраций.

Раздел 2. “Окно в природу”.
Тема

Название

Практика

2.1

Стая лебедей

2.2

Грибок Заполнить трафарет красками с
оранжевая юбочка помощью поролонового тампона.

Развивать творческое
воображение детей

2.3

Зимний лес

Изобразить лес с помощью штампов,
смочить лист водой и кружевными
белыми салфетками оформить сугробы.
Снег нанести с помощью ватных
палочек.

Беседа, стихи про
зиму. Показ
иллюстраций.
Музыкальная
композиция

2.4

Снежная горка
(игра)

В этой игре прекрасная снежная горка,
которую Нюша сделала сама и теперь
она учится на ней кататься. Это очень
трудно, так как повсюду масса
препятствий. Задача помочь Нюше
преодолеть все, что попадется ей на
пути и не упасть.

Расширять знания
детей о зимних
забавах

2.5

Снегирь

С помощью пластилина разукрасить
шаблон снегиря.

Познакомить с
птицей - снегирем

2.6

Деревце

Нарисовать на фоне ствол сосны;
нарисовать ветки (гуашевыми
красками). Запорошить дерево с
помощью зубной щётки.

Расширять знания
детей о деревьях.

Подготовить фон-нанести на лист
бумаги нанести мазками гуашевые

Рассматривание

2.7

Сосновая шишка

На влажном листе оставить следы от
ладошек. Дорисовать глазки ватными
палочками, клюв тонкой кисточкой.

Теория.

11

Расширять знания
детей о лебедях.
Показ иллюстраций.

Беседа. Иллюстрации

краски к фону с помощью пластилина
прилепить шишку, сделав из бумажных
салфеток.

шишки. Игра.

Раздел 3. “Мир человека”
Тема

Название

Практика

Теория.

3.1

Маленький домик

Наклеить на лист картона заготовку
(домика); нанести на неё краску;
приложить к ней чистый лист бумаги,
разгладить его и аккуратно снять.

Расширять знания
детей о
геометрических
фигурах

3.2

Смешная рожица

С помощью прозрачного мольберта,
обвести картинку рожицы.

Показ иллюстраций.
Игра.

3.3

Телевизор

Предложить детям выполнить задание:
нарисовать телевизор.

Загадки. Игра

3.4

Кактус

Нарисовать кактусы и колючки.
Заполнить фон (использовать соус);
провести волнистые линии и слегка их
растушевать – изобразить барханы.

Рассказ детям о
пустыне. Показ
иллюстраций.

3.5

Свет в окне

Подготовить фон (использовать краски
таких цветов, какие характерны для
заката); приложить на фон трафарет и
заполнить его красками –изобразить
город ночью

Сказка под
музыкальное
сопровождение.

3.6

Узор на ткани

Предложить детям выполнить задание: Познакомить детей с
взять фон (лист картона светлого цвета) различными видами
и листья деревьев; нанести краску на
тканей.
листья; изобразить рисунок на фоне в
технике эстампа, прогладить и
аккуратно снять.

3.7

Шахматная доска

Предложить детям выполнить задание:
затонировать белый лист бумаги с
помощью пакетика; сделать на фоне
узоры из квадратиков.

12

Познакомить детей с
шахматами.

3.8

Семья

Оставить отпечаток ладошки на листе
бумаге. Дорисовать члена семьи на
каждом пальчике.

Рассматривание
семейных
фотографий

Раздел 4. “Растительный мир”
Тема

Название

Практика

Теория.

4.1

Ромашка

Нарисовать стебель и листья, стебли
рисуются пластмассовой вилкой.

Знакомить с миром
растений.

4.2

Комнатные
растения

Обвести контур рисунка гелиевыми
ручками. Использовать пастель.

Беседа. Показ картин

4.3

Одуванчик

Покрыть весь лист гуашью, за
исключением закрытых кружков. В не
закрашенных местах ватными
палочками нарисовать одуванчик.

Продолжать
знакомить детей с
миром растений.

4.4

Земляничка

Смочить лист, поставить пятно красной
акварельной краской; обвести гелиевой
ручкой, изобразить стебель и лист;
ягоды земляники(использовать технику
пальцеграфии), черной гелиевой
ручкой сделать вкрапления.

Показ иллюстраций.
Прослушивание
музыкальной
композиции.

4.5

Гороховый дом

Смочить водой лист бумаги;
нарисовать круг светло-зелёной
краской; обвести круг охристо-зелёной
краской-обозначить кожуру горошины.

Формировать
представление детей
о растении горох.

4.6

Кувшинка на воде

Предложить детям сделать
аппликацию. Применить
дополнительные украшения
самостоятельно.

Развитие образного
восприятия. Показ
презентации.

4.7

Арбузная долька

Обвести контур ломтика арбуза с
помощью трафарета гелиевой ручкой;
заполнить его акварельной краской и
сразу посыпать солью.

Показ иллюстраций.
Беседа.

4.8

Вишневый сад

Смочить лист бумаги; посыпать лист
пищевыми красителями-изобразить

Показ иллюстраций.
Беседа.

13

листву и цветы кустарника

IV.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Методическое обеспечение.
1.Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному
творчеству дошкольников.
2.Погодина С.В.
программы.

Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации

3.Погодина С.В.
природа».

Шаг в искусство. Тематическое планирование. Модуль « Неживая

4.Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Модуль «Животный мир».
5.Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Модуль «Мир человека».
6.Погодина С.В.
мир».

Шаг в искусство. Тематическое Планирование. Модуль «Растительный

Электронные образовательные и информационные ресурсы:
•

http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ

•

http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов;

•

www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования

•

http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов

•

http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические материалы/

•

http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов

•

http://it-n.ru – Сеть творческих учителей

•

http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека

•

www.virlib.ru – Виртуальная библиотека

•

www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
14

•

http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета.

•

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

•

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

•

http://www.academic.ru - словари и энциклопедии

•

http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты

•

http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

•

http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей» .

2. Материально-техническое обеспечение
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, столы детские для рисования с
регулируемыми опорами, стулья детские, шкаф для материалов и пособий, магнитная доска,
мольберт, прозрачный мольберт, стол для педагога, стул для педагога.
Художественные материалы, инструменты: гуашь, акварель, кисти, емкости для воды,
пастель, гелиевые ручки, простые карандаши, цветные карандаши, пластилин, доски для
лепки, бумага для рисования А4, белый картон, цветной картон, гофрированный картон,
цветная бумага, зажимы для бумаги, ластики, клей ПВА, клей карандаш, ножницы, подставки
для книг, палитра.
3.Кадровое обеспечение.
Реализует программу педагог дополнительного образования.
4.Информационное обеспечение.
Сайт МДОУ комбинированного вида детского сада №30 “Ёлочка”, буклеты, реклама,
мессенджеры.
5.Организационное обеспечение.
Договор с родителями или законными представителями детей.
6.Нормативно-правовое обеспечение.
Инструктаж техники безопасности, инструктаж для работы с оборудованием, инструктаж
проведения занятий, инструктаж выставок и игр.

15

V.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для определения результативности освоения программы разработана форма аттестации
обучающихся, которая отражает достижения цели и задач программы: • выставка.
Дополнительно для отслеживания и фиксации образовательных результатов, используются
следующие формы: • готовая работа.
Для демонстрации образовательных результатов используются следующие формы
предъявления: •
выставка; • конкурс; •
портфолио.

Оценочные материалы.
Творческое развитие детей 3-4 лет
Эмоционально – волевая сфера.
Наличие интереса:
- начальный уровень – дети совсем не интересуются инструментами и материалами, отвечают
отказом на все предлагаемые действия;
- базовый уровень – дети эмоционально реагируют на предлагаемые действия с
инструментами и материалами, но интерес их неустойчив;
- прогрессивный уровень – дети проявляют яркие эмоциональные реакции на предлагаемые
для работы материалы и инструменты, с удовольствием их используют в своей деятельности.
Активность:
- начальный уровень – дети не проявляют активность в изучении свойств материалов и
инструментов, оказываются участвовать в экспериментировании;
- базовый уровень – дети проявляют активность избирательно (только к тем занятиям,
материалам и инструментам, которые им знакомы или интересны). Активно действуют до тех
пор, пока им интересен сам процесс;
- прогрессивный уровень – дети активны и настойчивы в изучении материалов и
инструментов (чтобы их применять в свой деятельности), самостоятельно пытаться получить
новый результат с их помощью.
Владение цветом
Выделение цветов
- начальный уровень – дети не могут выделить цвета из множества других;
- базовый уровень – дети выделяют не все цвета;
16

- прогрессивный уровень – дети легко выделяют все цвета.
Смешение цветов
- начальный уровень – дети используют только локальные цвета, не стремятся смешать их
друг с другом;
- базовый уровень – дети стараются смешать сразу все цвета, их интересует сам процесс, а не
результат смешения;

- прогрессивный уровень – дети свободно экспериментируют с цветом, используя разные
способы для получения оттенков.
Владение формой
Выделение геометрических фигур
- начальный уровень – дети не могут выделить основные фигуры даже с помощью взрослого;
- базовый уровень – дети выделяют только часть фигур с помощью взрослого;
- прогрессивный уровень – дети самостоятельно выделяют геометрические фигуры.
Соотнесение геометрических фигур
(сравнение с предметами, определение схожей формы)
- начальный уровень – дети не могут даже при помощи взрослого соотнести геометрические
фигуры с предметами;
- базовый уровень – дети соотносят только знакомые предметы и только с помощью
взрослого;
- прогрессивный уровень – дети самостоятельно соотносят фигуры с предметами.
Изображение плоских геометрических фигур
- начальный уровень – дети не могут изобразить геометрические фигуры даже с помощью
взрослого;
- базовый уровень – дети хаотично наносят штриховку и очень часто заходят за контур;
- прогрессивный уровень – дети достаточно свободно наносят штрихи, лишь слегка заходят
за контур.
Преобразование пятна в образ
- начальный уровень – дети не могут преобразовать пятно в образ даже с помощью взрослого;
17

- базовый уровень – дети преобразуют пятно в образ только с помощью взрослого;
- прогрессивный уровень – дети самостоятельно преобразуют пятно в образ, делая его
узнаваемым.

Карта творческого роста……………………….(Ф. И. ребёнка)
Уровень освоения программы
Показатель творческого развития

начальный

Эмоционально – волевая сфера
Наличия интереса
Активность
Владение цветом
Выделение цветом
Смешение цветом
Соотнесение геометрических фигур
Использование точки, линии, пятна
Соединение деталей простым
способом
Владение композицией
Выполнение фона
Использование
линии горизонта
Содержание образа
Соответствие содержания образа
теме
Передача настроения образа

18

базовый

прогрессивный

VI. ЛИТЕРАТУРА.
1.Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному
творчеству дошкольников
2.Погодина С.В.

Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы

3.Погодина С.В.
природа».

Шаг в искусство. Тематическое планирование. Модуль « Не живая

4.Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Модуль «Животный мир».
5.Погодина С.В. Шаг в искусство. Тематическое планирование. Модуль «Мир человека».
6.Погодина С.В.
мир

Шаг в искусство. Тематическое Планирование. Модуль «Растительный

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».