программа звуковичок

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы

Программа дополнительного образования социально-педагогической
направленности для детей старшего дошкольного возраста

Основание для
работы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в
2.
3.

4.

5.

6.
7.

Российской Федерации» (ст.101)
Постановление Правительства Российской Федерации от15.08. 2013года
№ 706 « Об утверждении правил оказания платных образовательных
услуг в сфере образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных
организаций»,
утверждённые
постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.05.2013 № 26
Письмо Минобрнауки от 11.12.2006 № 0-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Устав МАДОУ «Детский сад №30»

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста. Наполняемость группы 15 человек.

Срок реализации
программы
Цель, задачи
программы

1 год

Ожидаемые
результаты

Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного
общения;
Уметь различать понятия «звук», и «буква». ( различать гласные согласные звуки, твердые -мягкие звуки, звонкие -глухие звуки);

Цель программы: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук,
слог, слово, предложение.
2. Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для
формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в
слове, деления слов на слоги.
3. Знакомить детей с буквами алфавита.
4. Формировать элементарные навыки чтения.
5. Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к
письму и сформировать определенные графические навыки для овладения
базовыми навыками каллиграфии в школе.
6. Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные
способности.

Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на
доске;
Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема
состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
Определять место звука в слове;
Давать характеристику звуку (гласный -согласный, твердый -мягкий,
звонкий -глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению
целыми словами;
Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять
предложение из 3-4 слов, делить предложения на слова, называя их по
порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ?
знаками;
Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного
письма;
Уметь правильно использовать грамматические формы для точного
выражения мыслей;
Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их;
Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками,
соединением слов;
Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять
количество и последовательность слов в предложении;
Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги,
пользоваться несклоняемыми существительными;
Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться
средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое
ударение)

I.

Пояснительная записка

Направленность программы
по содержанию является социальнопедагогической, по предназначению познавательно – речевой, по форме организации
– кружковой.
Дополнительная образовательная программа «Звуковичок» способствует развитию
мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего
развития личности ребенка. Программа является модифицированной и составлена на
основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты».
Новизна программы.
Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса
и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей
читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу,
дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и
эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и
интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного
обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и
знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет
систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые
помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять
учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует
развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная
программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают
достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов
образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно
чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя
процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые
ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения,
резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает
необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к
изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к
этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то
увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не

будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы,
обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и
формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического
развития ребенка.
Особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей
ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на обучение детей
чтению и подготовки руки к письму. При этом формируются технические навыки:
правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений
руки при письме, соблюдение
гигиенических правил письма; графические
навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания,
упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме
выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить
сложные умения и навыки.
Возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста:
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым
оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас,
в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции
предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто
употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен
рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов,
описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления
окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в
школу успешно овладевать программным материалом.
Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей,
построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с
образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное
развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие,
расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Цель программы: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук, слог,
слово, предложение.
2. Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для
формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове,
деления слов на слоги.
3. Знакомить детей с буквами алфавита.
4. Формировать элементарные навыки чтения.
5. Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и
сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками
каллиграфии в школе.
6. Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные
способности.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и
включает несколько этапов:



подготовительный этап (старшая группа)
основной этап (подготовительная группа)

Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование
основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать
звуки речи (фонемы))
-правильное произношение всех звуков родного языка
-развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и
звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)

Основной этап обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков
письма.
Задачи этапа:
1.
2.
3.
4.

Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Обучение чтению.
Формирование первоначальных навыков письма.

Способы и формы работы с детьми
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
 звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в
слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
 буква, её образ и графическое написание
 составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
 составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
 дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового
материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм
языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове,
сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль
и самооценка.
Технология проведения:
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к
концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и
упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий
связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние
и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об
окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и
поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Л. Толстого. В
каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью
подготовки руки ребёнка к письму.
Основные применяемые технологии:

 Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю
систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные
физкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для
рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так же
снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат
на занятии, который создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.
;В соответствии с требованиями СанПин кабинет для занятий ежедневно
проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце
дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.

Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное
развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует
пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся
спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания,
используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная
оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.

Игровые
технологии
обладают
средствами,
активизирующими
деятельность детей. В 6-7 летнем возрасте преобладающим видом деятельности
детей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной
ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все
занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные
упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже
подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи,
сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.


Компьютерные (новые информационные) технологии

Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности,
проведения дидактических игр, использование интерактивной установки
позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.

Технология деятельностного подхода - это организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
-наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,
научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно
выяснить, освоить);
-выполнение учащимися
недостающих знаний;

определённых

действий

для

приобретения

-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
-формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как
после их завершения, так и по ходу;
-включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.

Режим занятий:
Группа

количество
занятий в неделю

Старшая группа

количество
занятий в месяц

продолжительность
занятия

1

4

25 мин

1

4

30 мин

Подготовительная
группа

Данная программа ориентирована на 36 часов в год из расчета 1 занятие в неделю.
Структура занятия
- Артикуляционная гимнастика или разминка;
- Анализ звука (артикуляция, характеристика);
- Выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с
заданным звуком;
- Составление схемы слова с изучаемым звуком;
- Физкультминутка;
- Анализ буквы;
-Чтение слогов и слов;
-Различные игры и упражнения по развитию речи, развитию графических навыков,
занимательные упражнения на развитие психических процессов.

Ожидаемый результат.
Ребёнок знает и умеет:
- буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во
фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых
предложений
- заучивать стихотворения
- понимать и выполнять учебную задачу
- формирование волевых и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение
общаться со сверстниками, доброжелательность.
Формы подведение итогов:









Дидактические игры
Инсценировки
Конкурсы
Выставка
Проверка навыков чтения
Конкурс чтецов
Тестирование
Практические работы.

Система оценки результатов программы
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе
создания диагностических ситуаций:









Проговори скороговорку: У Зины много забот, заболел у зайки живот;
Назови предметы. Назови первый звук в этих словах. (3)
Скажи сколько звуков в слове «шар». Назови их.
Назови в слове «рыба» первый слог, второй.
Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные
слова.
Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое
слово.
Условия реализации
1. Занятия проходят в группе.
2. Подбор материалов и оборудования для обучения воспитанников.
3.

Систематизация

литературно-художественного

материала:

стихи,

загадки,

скороговорки, пословицы.
4. Подбор дидактических, развивающих, словесных игр; заданий.

II.

Учебно-тематический план
№

Раздел, тема

п/п
1
2

3

4

Количество часов
Всего

Понятие о слове и звуке,
выделение звука из слова
Гласные
звуки,
графическое
изображение
звука,
обозначение
звуков
печатными буквами
Согласные
звуки,
графическое
изображение
звука,
обозначение
звуков
печатными буквами
Закрепление

Теоретические

Практические

занятия

занятия

1

1

5

1

4

25

5

20

5

5

пройденного материала
36

7

29

Тематическое планирование
(подготовительный этап; старшая группа)
Сентябрь
№
1

краткое содержание занятия
Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах.
Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых.
Д/и «В гости к Вини-Пуху» (картинки)

2

Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах
первого гласного звука.
Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова)
Д/И «Загадки кота Васятки». Игры с картинками.

3

Знакомство со звуком «У» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука. Д/и
«Для кого картинка?»

4

Знакомство со звуком «И» (его символом). Раскрашивание символа «И» в тетради.
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА)
Д/и «Разные загадки кота Васятки» (игрушки картинки)

Октябрь
№

краткое содержание занятия

Знакомство со звуком «О» (его символом). Рисование пальчиком на манке символа звука «О».
Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой
1 слова)
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА)
Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки)
Знакомство со звуком «Ы» (его символом).
Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа
со схемой слова)
2
Выделение ударного гласного в словах (посУда, Ослик, картИны..)
Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (О, Ы)
Д/и «Разложи картинки к символам»

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами.
3 Рисование символов звуков пальчиком на манке.
Разные загадки кота Васятки» (определение первого звука в словах)
Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительными символами.
Д/и «Подарки для Ани и Оли» (подбор картинок с нужным звуком)
4
Д/и «Назови словечко с нужным звуком»
Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ…)

Ноябрь
№
1

2

3

4

краткое содержание занятия
Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом
Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного.
Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)
«Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука
(обозначение фишками синего и зеленого цвета)
Д/и «Вата и камень»;
Д/и «Сигнальщики»
Д/и «Загадки кота Васятки» (картинки, в названиях которых есть твердый или мягкий звук
«М» в начале слова)
Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Д/и «Магазин» (картинки)
Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН)
Звук «Н». Характеристика звука «Н»
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ…
Д/и: «Подставь символ к картинке», «Пропускаем мы во двор слов особенных подбор»

Декабрь
№
1
2

3

4

краткое содержание занятия
Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом
Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ
Д/и «Эхо», «Повтори правильно», «Какой звук пропущен?»
Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))
Д/упр. «Сундучок. Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков)
Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ.
Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом.
Игровой момент: приход в Гости Буратино.
Характеристика звука (по таблице).
Д/и «Кубик» (отыскать выставленные картинки, в названиях которых есть звук «Б»)
Синтез звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО…
Звук «Б». Д/и «Угостим Буратино» (картинки)
«Разные загадки от кота Васятки»
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок.
Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)

Январь
№

краткое содержание занятия

Знакомство со звуком «П»
Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
1
Игровой момент «Паровозик из Ромашково» (выбрать картинки со звуком «П»)
Синтез звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ
Звук «П»
Игра с мячом - деление слов на слоги
2 Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком
Демонстрация сказочного сюжета про поросенка и попугая (картинки)
Дифференциация звуков «Б-П»
Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с
3
нужным звуком)
Синтез звукосочетаний

Февраль

1

2

3

4

краткое содержание занятия
Дифференциация звуков «Б-П»
Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с
нужным звуком)
Синтез звукосочетаний
Дифференциация звуков «Б-П»
Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с
нужным звуком)
Синтез звукосочетаний
Закрепление полученных навыков
Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги)
Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных)
Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком)
Синтез звукосочетаний
Знакомство со звуком «Д»; с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))
Д/и «Поможем кукле Даши» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д»)
Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Март
№

краткое содержание занятия

Звук «Д»
Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)
1 Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Д/и «Выбери словечки из стихотворения»
Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ…..
Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
2
Д/и «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т»)
Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП)
Звук «Т»
3
Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом)

4

Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков)
Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных,
которые начинаются со звука «Т»)
Синтез звукосочетаний
Дифференциация звуков «Д-Т»
Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах)
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Д/и «Подарки для Тима и Димы»
Д/и «Вспомни сказку»

Апрель
№ краткое содержание занятия
1 Закрепление полученных навыков
Знакомство со звуком «Х» »; с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
2 Игровой момент Хомяк Хомка и Петух.
Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)
Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ
Звук «Х»
Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х»)
3 Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов
МОХ, ПУХ, МУХА
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))
Д/и «Магазин» (подбор слов)
4 Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)
Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Май
№ краткое содержание занятия
Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))
1
Д/и «Цепочка слов» (подбор слов)
Д/и «Вспомним сказку»
Дифференциация звуков «Г-К»
Игры с Карлсоном.
Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…)
2
Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…)
Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (МАК)
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом
3 Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))
Синтез звукосочетаний, коротких слов
Закрепление полученных навыков
Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех)
4
Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?»
Разгадывание ребусов, кроссворда

Тематическое планирование
(основной этап; подготовительная группа)

Месяц

Тема
занятий

Программное содержание

Октябрь

«Звуки и
буквы» –
повторение.

Игровые упражнения «Прочитай и допиши
правильно», игры «Буквы рассыпались», «Буквы
потерялись», «Буквы поменялись местами».

«Звуки и
буквы» –
закрепление:

Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание
загадки, игровые упр. – «Прочитай и допиши
правильно».

(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В.
Колесникова. Стр.10, 11. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет
«Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.4,5)

(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В.
Колесникова. Стр.12, 13. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет
«Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.6,7)

«Слова и слоги» Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини
правильно», «Кто в каком домике живёт?». (Учебно- закрепление. методическое пособие «Развитие интереса и способностей к
чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.14, 15.
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е.
В. Колесникова. Стр.8,9)

«Предложение,
графические
навыки» закрепление.

«В мире книг».

Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно»,
составление предложений по картинкам, рисование
по образцу в тетради в клетку. (Учебно-методическое
пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у
детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.16, 17. Рабочая
тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В.
Колесникова. Стр.10,11)

Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок,
чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в
линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие
интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В.
Колесникова. Стр.18, 19. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет
«Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.12,13)

Ноябрь

«Игрушки».

Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши
предложение», чтение загадки, рисование шариков в
тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет»
Е. В. Колесникова. Стр.20, 21. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7
лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.14,15)

«Овощи».

Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини
правильно»,чтение загадки, рисование огурцов в
тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет»
Е. В. Колесникова. Стр.22, 23. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7
лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.16,17)

«Фрукты».

Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт»,
«Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен,
яблок в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет»
Е. В. Колесникова. Стр.24, 25. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7
лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.18,19)

«Осень».

Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени.
Рисование осенних листочков в тетради в линейку.
(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова.
Стр.26, 27. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю
читать» Е. В. Колесникова. Стр.20,21)

Декабрь

«Домашние
животные».

Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно»,
чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование
кошки в тетради в линейку.(Учебно-методическое
пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у детей
6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.28, 29. Рабочая тетрадь для
детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова.
Стр.22,23)

«Дикие
животные».

Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши
предложение», чтение загадки, рисование зайца в
тетради в линейку.(Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7
лет» Е. В. Колесникова. Стр.30, 31. Рабочая тетрадь для детей
6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.24,25)
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В.
Колесникова. Стр.26,27)

Страничка
для чтения

«Сказки».

Страничка
для чтения

Январь

«Зима».

Чтение пословиц о сказках, игр. упр. «Напиши
правильно», рисование Курочки Рябы в тетради в
линейку.(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса
и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова.
Стр.32, 33. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю
читать» Е. В. Колесникова. Стр.28,29)
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В.
Колесникова. Стр.30,31)

Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление
предложения по картинке, рисование снежинок в
тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7
лет» Е. В. Колесникова. Стр.34, 35. Рабочая тетрадь для детей
6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.32,33)

«Новый год».

Чтение рассказа про Новый год, игр. упр. «Напиши
правильно», составление рассказа по серии
сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в
тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7
лет» Е. В. Колесникова. Стр.36, 37. Рабочая тетрадь для детей
6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.34,35)

«Транспорт».

Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки,
рисование вагончиков в тетради в линейку. (Учебнометодическое пособие «Развитие интереса и способностей к
чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.38, 39.
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В.
Колесникова. Стр.36,37)

Февра
ль

«Профессии».

Игр. упр. «Читай, пиши, соединяй», (Учебнометодическое пособие «Развитие интереса и способностей к
чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.40, 41.
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е.
В. Колесникова. Стр.38,39)

Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях,
игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука

«Природные
явления».

«Лес».

и буквы.
(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова.
Стр.42, 43. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю
читать» Е. В. Колесникова. Стр.40,41)

Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что
перепутал художник», рисование желудей, грибов в
тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7
лет» Е. В. Колесникова. Стр.44, 45. Рабочая тетрадь для
детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова.
Стр.42,43)

«Насекомые».

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и
соедини правильно», рисование божьих коровок в
тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7
лет» Е. В. Колесникова. Стр.46, 47. Рабочая тетрадь для
детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова.
Стр.44,45)

Март

«Птицы».

Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок,
рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек
в тетради в линейку. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7
лет» Е. В. Колесникова. Стр.48, 49. Рабочая тетрадь для
детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова.
Стр.46,47)

«Цветы».

Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась
правильно», рисование тюльпанов в тетради в
линейку. (Учебно-методическое пособие «Развитие
интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В.
Колесникова. Стр.50, 51. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет
«Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.48,49)

«8 Марта».

Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание
поздравлений женщинам своей семьи и рисование
для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.
(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова.
Стр.52, 53. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю
читать» Е. В. Колесникова. Стр.50,51)

«Весна».

Чтение загадки, рассказа Л. Толстого «Пришла
весна,…..», игр. упр. «Соедини правильно»,
рисование подснежников в тетради в линейку.
(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова.
Стр.54, 55. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю
читать» Е. В. Колесникова. Стр.52,53)

Апрель

«Лето».

Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась
правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете,
рисование грибов в тетради в линейку. (Учебнометодическое пособие «Развитие интереса и способностей к
чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова. Стр.56, 57.
Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В.
Колесникова. Стр.54,55)

Страничка для
чтения
Мониторинг –
диагностика.

Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю читать» Е. В.
Колесникова. Стр.56,57)

Развитие звуковой культуры речи.
(Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму
детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр.4-7)

Развитие фонематического слуха.
(Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму
детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр.8-15)

Развитие графических навыков и моторики. (Рабочая
тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 67лет». Е. В. Колесникова. Стр.16-19)

Развитие звуко – буквенного анализа.
(Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму
детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр.20-27)

Чтение. (Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению
и письму детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Стр. 28-31)

Май

«Ребусы».

Разгадывание ребусов. (Учебно-методическое пособие
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет»
Е. В. Колесникова. Стр.58, 59. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7

лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.58,59)

Разгадывание кроссвордов. (Учебно-методическое пособие
«Кроссворды».

«Скоро в
школу».

Повторение –
закрепление.

«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет»
Е. В. Колесникова. Стр.60, 61. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7
лет «Я начинаю читать» Е. В. Колесникова. Стр.60,61)

Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини
правильно», чтение вопросов и написание ответов на
них.
(Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 – 7 лет» Е. В. Колесникова.
Стр.62, 63. Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет «Я начинаю
читать» Е. В. Колесникова. Стр.62,63)

На основе пройденного материала

Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Воспитатель первой квалификационной категории, имеющий высшее
образование, занимающийся самообразованием.

Информационное обеспечение:









Учебно-методическая литература
Азбука разрезная демонстрационная
Наборы дидактических игр
Мультимедийная установка
Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
Демонстрационный материал «Я расту»
Хрестоматии для чтения.
Настольно-печатные игры.

Материально-техническое обеспечение:






- доска – 1 шт.
- магнитная доска – 1 шт.
- столы – 5 шт.
- стулья – 15 шт.
- мольберт- 1 шт.

Работа с родителями :
Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности
подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
«Наши результаты»: октябрь, май.
Открытые занятия – ноябрь, март.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Список литературы:
 Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической
активности как предпосылки обучение грамоте». Е. В. Колесникова. Москва.
«Ювента» 2016г.
 Учебно – методическое пособие «Развитие интереса и способностей к чтению у
детей 6 - 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
 Демонстрационный материал «Звуки и буквы»5 – 7 лет Е. В. Колесникова.
Москва. «Ювента» 2016 г.
 Учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и
буквы» 5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
 Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7
лет.Москва. «Ювента» 2016 г.
 Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова. Москва.
 «Ювента» 2016г.
 Рабочая тетрадь «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет.Е. В. Колесникова.
Москва. «Ювента» 2016 г.
 Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» для детей 5-7 лет. Е. В. Колесникова.
Москва. «Ювента» 2016 г.
 Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7лет». Е.
В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
 Сборник литературных произведений «Я уже читаю». Е. В. Колесникова.
Москва. «Ювента» 2016 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».